18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Экспозиция Музея Людвига обновилась

Открылась обновленная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее», который ровно 20 лет существует в залах второго этажа Мраморного дворца. Представительное собрание классики современного искусства до сих пор остается единственным в России. В 1994 году Петер и Ирене Людвиг передали в дар Государственному Русскому музею 118 работ, и пока никакой другой отечественный музей не может похвастать таким количеством известнейших имен в своей коллекции. Коллекция Людвига не только отражение пристрастий своего собирателя, но еще и срез художественной моды 1990-х годов.

«Музей Людвига» — это несомненная марка, и больше года, пока новая экспозиция готовилась, работы гастролировали по миру. Самой успешной была выставка Visions of the Ludwig collection в городах Бразилии, одна из самых посещаемых в рейтинге The Art Newspaper: в 2014 году ее посмотрело свыше полумиллиона человек. Ядро коллекции все годы пополняется, как дарами Фонда Людвига, так и произведениями с проходящих выставок. В нынешнем варианте экспозиции, третьем по счету, кураторы Ирина Карасик, Маргарита Костриц и Владимир Перц из отдела новейших течений Русского музея сознательно обошлись без усложненной концепции, а сосредоточились на чистой форме, показав вещи как они есть, сопроводив работы экспликациями. Результатом стала просторная и внятная экспозиция.

Еще в аванзале зрителя встречает огромная и многодельная инсталляция Александра Бродского «Серое вещество», недавно подаренная художником музею и выставленная впервые. Рядом — две работы из серии «Книги по искусству» немецкой художницы Анне Бернинг; названия на книжных корешках способны сразу много сказать тому, кто начинал изучать современное искусство только по репродукциям. Зато теперь в первом зале Музея Людвига показано большинство главных художников XX века, от Пабло Пикассо до Жан-Мишеля Баскиа. Дальнейшая экспозиция естественно вплетает в общемировой контекст русское искусство: герои триптиха Игоря Макаревича «Стационарная галерея русских художников» Эрик Булатов, Иван Чуйков, Илья Кабаков лицами обращены к цитатам об искусстве, от Энди Уорхола до Георга Базелица, которыми со всех сторон декорирован пилон в центре зала. Следующими в анфиладе идут Гриша Брускин с фарфоровыми фигурками «Всюду жизнь», кунсткамерой советского человека, и Илья Кабаков с эмалевыми щитами и объяснениями инсталляции «Сад».

Немецкий неоэкспрессионизм — один из главных интересов Петера Людвига и занимает полагающееся ему место. Даже если Ансельм Кифер и Маркус Люперц представлены не самыми эталонными работами, германское «возвращение живописи» ярко переживалось в начале 1990-х годов (достаточно вспомнить «Новых художников» во главе с Тимуром Новиковым), и, судя по состоянию современного петербургского искусства, остается актуальным до сих пор. В следующих залах по планам будут временные выставки под эгидой Музея Людвига. Сейчас они заняты работами тех художников, кто оказался расставлен временем на более скромные места, но в музейном контексте также заслуживает внимания.

Летом 2007 года во дворе Мраморного дворца лицом к лицу с памятником Александру III встала «Первая всадница» — масштабная скульптура группы AEС + Ф, изображающая китайскую девочку верхом на тираннозавре. Меньше года спустя по требованию тогдашнего губернатора Валентины Матвиенко она была скрыта в брезентовый короб, тем самым невольно повторив судьбу конной статуи императора работы Паоло Трубецкого в советское время, и только теперь освобождена. Принимая во внимание нынешний l’air du temps, это решительный поступок музейщиков. Ведь современное искусство за прошедшие годы так и не вошло у массового зрителя в привычку, поэтому цели просвещения, которые ставил Людвиг, открывая в Петербурге филиал своего собрания, по-прежнему актуальны.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+