18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Экспозиция Музея Людвига обновилась

Открылась обновленная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее», который ровно 20 лет существует в залах второго этажа Мраморного дворца. Представительное собрание классики современного искусства до сих пор остается единственным в России. В 1994 году Петер и Ирене Людвиг передали в дар Государственному Русскому музею 118 работ, и пока никакой другой отечественный музей не может похвастать таким количеством известнейших имен в своей коллекции. Коллекция Людвига не только отражение пристрастий своего собирателя, но еще и срез художественной моды 1990-х годов.

«Музей Людвига» — это несомненная марка, и больше года, пока новая экспозиция готовилась, работы гастролировали по миру. Самой успешной была выставка Visions of the Ludwig collection в городах Бразилии, одна из самых посещаемых в рейтинге The Art Newspaper: в 2014 году ее посмотрело свыше полумиллиона человек. Ядро коллекции все годы пополняется, как дарами Фонда Людвига, так и произведениями с проходящих выставок. В нынешнем варианте экспозиции, третьем по счету, кураторы Ирина Карасик, Маргарита Костриц и Владимир Перц из отдела новейших течений Русского музея сознательно обошлись без усложненной концепции, а сосредоточились на чистой форме, показав вещи как они есть, сопроводив работы экспликациями. Результатом стала просторная и внятная экспозиция.

Еще в аванзале зрителя встречает огромная и многодельная инсталляция Александра Бродского «Серое вещество», недавно подаренная художником музею и выставленная впервые. Рядом — две работы из серии «Книги по искусству» немецкой художницы Анне Бернинг; названия на книжных корешках способны сразу много сказать тому, кто начинал изучать современное искусство только по репродукциям. Зато теперь в первом зале Музея Людвига показано большинство главных художников XX века, от Пабло Пикассо до Жан-Мишеля Баскиа. Дальнейшая экспозиция естественно вплетает в общемировой контекст русское искусство: герои триптиха Игоря Макаревича «Стационарная галерея русских художников» Эрик Булатов, Иван Чуйков, Илья Кабаков лицами обращены к цитатам об искусстве, от Энди Уорхола до Георга Базелица, которыми со всех сторон декорирован пилон в центре зала. Следующими в анфиладе идут Гриша Брускин с фарфоровыми фигурками «Всюду жизнь», кунсткамерой советского человека, и Илья Кабаков с эмалевыми щитами и объяснениями инсталляции «Сад».

Немецкий неоэкспрессионизм — один из главных интересов Петера Людвига и занимает полагающееся ему место. Даже если Ансельм Кифер и Маркус Люперц представлены не самыми эталонными работами, германское «возвращение живописи» ярко переживалось в начале 1990-х годов (достаточно вспомнить «Новых художников» во главе с Тимуром Новиковым), и, судя по состоянию современного петербургского искусства, остается актуальным до сих пор. В следующих залах по планам будут временные выставки под эгидой Музея Людвига. Сейчас они заняты работами тех художников, кто оказался расставлен временем на более скромные места, но в музейном контексте также заслуживает внимания.

Летом 2007 года во дворе Мраморного дворца лицом к лицу с памятником Александру III встала «Первая всадница» — масштабная скульптура группы AEС + Ф, изображающая китайскую девочку верхом на тираннозавре. Меньше года спустя по требованию тогдашнего губернатора Валентины Матвиенко она была скрыта в брезентовый короб, тем самым невольно повторив судьбу конной статуи императора работы Паоло Трубецкого в советское время, и только теперь освобождена. Принимая во внимание нынешний l’air du temps, это решительный поступок музейщиков. Ведь современное искусство за прошедшие годы так и не вошло у массового зрителя в привычку, поэтому цели просвещения, которые ставил Людвиг, открывая в Петербурге филиал своего собрания, по-прежнему актуальны.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+