18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марсиаль Райс. Поп-артист, любящий классику

№33
Материал из газеты

Выставка патриарха «нового реализма» в Палаццо Грасси

Ветеран французской художественной сцены Марсиаль Райс (род. 1936) сегодня переживает вторую волну признания. После недавнего присуждения ему престижной японской Императорской премии и прошлогодней большой персональной выставки в Центре Помпиду в Париже теперь его ретроспектива открылась в Палаццо Грасси в Венеции, в частном музее современного искусства миллиардера Франсуа Пино.

Вряд ли можно сказать, что про Райса забыли: его работы включаются в крупные международные проекты. Но персональной выставки за пределами Франции не было с 1965 года.

И это несмотря на то, что в 1960-е Райс был одной из ключевых фигур «нового реализма» (французской версии поп-арта) наравне с Арманом, Ивом Кляйном, Жаном Тэнгли, Ники де Сен-Фалль и Сезаром. Начинал Райс с ассамбляжей из предметов потребления, использовал в своих работах разные материалы и техники: плексиглас, неон, зеркала и фотографии. Одновременно он писал картины, беря свои образы из рекламы или обращаясь к произведениям-иконам в истории искусства. Как поп-артист он упрощал изображение, обводил его широкой контурной линией, иногда используя вместо краски неон.

Писал Райс ядовито-яркими красками, добавляя порой битое стекло и даже дохлых мух, тем самым иронизируя над иллюзионистскими эффектами традиционной живописи. «Я не пишу картину — я работаю над образами, трансформируя их с привлечением новых средств», — говорил художник о своей живописи.

В 1970-е Райс порывает с поп-артом, и начинает много рисовать с натуры в технике темперы, а в живописи возвращается к классическим сюжетам из истории искусства. Одновременно он начинает заниматься скульптурой, сначала используя «бедные» материалы, отдавая тем самым дань модному тогда минимализму, а затем перейдя к крупной форме в бронзе и других традиционных материалах. Для выставки в Палаццо Грасси куратор музея Каролин Буржуа отобрала около 300 работ Райса, начиная с 1958 года, включающих живопись, скульптуру и видео. Часть из них выставлены впервые.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+