18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последняя мода требует больших и белых пространств

№33
Материал из газеты

Американским кураторам очень хочется пустоты

Музей американского искусства Уитни уже сейчас хвастается тем, что скоро у него будет самое большое в Нью-Йорке выставочное пространство без колонн. В свою очередь, сотрудники нового частного музея коллекционеров Эли и Эдит Брод в Лос-Анджелесе утверждают, что его зал является совсем уж необыкновенно просторным. А по мнению архитектурного критика Кристофера Хоторна, пишущего для газеты LA Times, площадь Выставочного павильона Резника в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA) еще больше.

В феврале строительство частного музея Бродов стоимостью $140 млн, динамичного здания, спроектированного фирмой Diller Scofidio + Renfro и возводимого в центре Лос-Анджелеса, достигло ключевого этапа: третий этаж был завершен в конструктивном отношении, хотя перегородки для развески искусства внутри него еще не установлены. Намного раньше официального открытия 20 сентября в нем организовали однодневную выставку со световыми и звуковыми инсталляциями, спроектированными для «выдвижения на первый план архитектуры музея и огромной галереи, построенной без колонн» (площадь ее составляет почти 4 тыс. м2).

За несколько месяцев до этого Музей Уитни достиг исторического рубежа в строительстве собственного здания стоимостью $422 млн, спроектированного архитектором Ренцо Пьяно, его открытие запланировано к 1 мая.

Сотрудники музея разместили в Twitter изображение строящихся залов со словами: «Галерея без колонн, которая вскоре станет самой большой среди нью-йоркских музеев, уже начинает обретать форму». Площадь галереи, предназначенной для специальных выставок, составит около 1,7 тыс. м2.

Впрочем, вокруг чего разгорелся весь этот сыр-бор? Большинство архитекторов признают, что понятие «без колонн» превратилось в условное обозначение всего «гигантского» и «сверхадаптивного» — двух качеств, которые сегодня максимально ценятся в музеях. «Это просто модное, но не самое важное в жизни словечко», — говорит Аннабель Зеллдорф, нью-йоркский архитектор, уже создавшая свои собственные воздушные залы «без колонн» для Дэвида Цвирнера, известного торговца произведениями искусства.

Стремление к широкопролетным пространствам с высокими потолками отражает перемены в художественных практиках, произошедшие за последние десятилетия: теперь гораздо больше художников увлекаются пространственными инсталляциями, крупными скульптурами, объектами и перформансами. Как отмечает Зеллдорф, «художники — от Ричарда Серры до Урса Фишера — предъявляют особые требования к необходимым им выставочным помещениям. Они должны быть высокими, способными выдерживать большую нагрузку и не иметь преград. А колонны — это, конечно же, существенные преграды. Мы пока еще не можем строить здания, поддерживаемые разреженным воздухом, но мы можем попытаться предугадать работы, которые невозможно предугадать».

Архитектор Кулапат Янтрасаст, работающий в Лос-Анджелесе, предполагает: эта тенденция питается как бы футуристической фантазией или техноутопическим идеалом. «Именно универсальность является в наше время важнейшим понятием, потому что никто не хочет попасть в ловушку с монофункциональной вещью, — говорит он. — Когда вы покупаете телефон, то хотите, чтобы он обладал достаточной гибкостью для модернизации, ибо мы знаем, как быстро меняются технологии и опыт».

Архитектор Ренцо Пьяно самым тесным образом связан с этой тенденцией, начавшейся с его сотрудничества в 1970-е годы в парижском Центре Помпиду с Ричардом Роджерсом, лихо разместившим эскалаторы, лифты, механические системы и весь прочий урбанизм на внешних стенах здания, чтобы создать обширное, нестесненное пространство внутри. Территорию музея без перемычек считают одним из его самых больших преимуществ, но одновременно и существенным недостатком. Как указывает Янтрасаст, пустая, напоминающая фабрику природа здания дает кураторам возможность вновь и вновь менять дизайн пространства в границах заданной площади — и давит на них тем, что вынуждает делать это постоянно.

А ближе ко дню сегодняшнему и Музей современного искусства Брода (BCAM), открывшийся в 2008 году, и Выставочный павильон Резника, оба спроектированные Пьяно для LACMA, приобрели широко открытые пространства, адекватно корреспондирующие с горизонтальностью западного пейзажа. Когда BCAM еще только возводился, Эли Брод, бизнесмен и филантроп, финансировавший почти все расходы на строительство, похвалил универсальность его помещений, особенно верхний этаж площадью около 1,9 тыс. м2.

«Глядя на зал таких размеров без колонн, я не могу думать ни о каком другом пространстве кроме залов Гран-пале в Париже. Мы чувствовали, что было важно строить музей без внутренних перегородок», — добавил он.
Когда BCAM открылся, он казался идеальным для самых больших работ в коллекции Бродов. Теперь же, когда Эли и Эдит Брод востребовали обратно произведения для своего собственного музея, хранители LACMA раздумывают, как максимально использовать оставшееся от них гигантское пространство. Его внутренние стены чрезвычайно дорого перемещать, из-за чего регулировали их не так нечасто, как хотелось бы. Нечто похожее происходит и с внутренними конструкциями, разделяющими 4,2 тыс. м2 Выставочного павильона Резника. В новом музее Бродов концепция «без колонн» никогда не была частью технического задания проекта, утверждает архитектор Элизабет Диллер, это решение органически выросло из желания преобразовать верхний этаж в естественно освещенное выставочное помещение. Большинство строителей, говорит она, «если бы они делали все по-своему, ставили бы колонны через каждые 10 м, потому что такой модуль достаточно дешев», хотя сегодня стандарт для больших залов современного искусства чаще предполагает 15 или даже 20 м. В этом случае пролет здания составляет 60×60 м — без каких бы то ни было препон. «Мы сделали две большие галереи в Институте современного искусства в Бостоне, но там пространство намного больше», — рассказывает Диллер и добавляет: «Пространство изменяется, когда его начинают заселять искусством и фальшстенами. Возможно, вновь придет время, когда здесь ничего не будет. Во всяком случае есть у меня и такая мечта…»

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+