18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ночной музейный дозор — 2015

Чего ждать от Ночи музеев 2015 года в Москве и Санкт-Петербурге, в чем различие акций «Ночь в музее» и Ночь музеев, куда лучше не ходить, а где будет интересно и, если повезет, может быть малолюдно, выясняли наши корреспонденты Алёна Лапина и Александр Дашевский.

Москва

Скромная по масштабам берлинская идея конца 1990-х разрослась до множества международных проектов и была импортирована в Россию в начале 2000-х. В прошлом году московскую «Ночь в музее» посетило 1,3 млн человек. В 2015-м директор Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский решил попробовать себя в роли арт-директора проекта, предложив мощный образ круглоглазой совы, взгляд которой он сравнил с глазами некоторых посетителей музеев. Московский министр доволен тем, что инициатива пришла снизу и ни давления, ни тематику никто не навязывал сверху. Получается, что темы Победы в Великой Отечественной войне и Года литературы возникли в головах и пресс-релизах «Ночи в музее» сами.

«Ночь в музее» начнется 16 мая. Точнее, в полночь музеи все-таки закроются, и продолжение, как говорит комиссар проекта Федор Павлов-Андреевич, ожидается в «кластерах» (в каких и что там начнется, он не уточнил). Как министр, так и комиссар на пресс-конференции, посвященной мероприятию, неизменно обозначали проект словом «праздник». «Ночь в музее» относится к столичной ситуации и является частной инициативой, а Ночь музеев — событие общероссийское и государственное, так что на самом деле «праздник» не один, просто в каких-то случаях два праздника становятся одним большим.

По словам директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, акция «поможет и помогает нам сегодня привлечь в музей тех людей, которые [не ходят туда] в силу нехватки времени, сил или инертности или в силу представлений о том, что музей — это некая консервативная и немножко застывшая в прошлом структура; они смогут прийти в эту ночь, в этот вечер и увидеть, что ситуация совсем другая, что она радикально меняется». Третьяковка на Крымском Валу откроет свои двери со стороны Крымской набережной спецпроектом «Ночь в квадрате». Произведения Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова в исполнении Большого симфонического оркестра им. Чайковского, программы для детей и взрослых, 3D-мэппинг, музейный пикник во дворе, мобильное приложение-путеводитель по местам авангардных выставок в Москве — все это как будто связано со 100-летием супрематизма и «Черного квадрата» Казимира Малевича. Заявлен и второй спецпроект — «День Победы», состоящий из живописи лауреатов Сталинской премии разных лет.

Институт русского реалистического искусства готовит чтения воспоминаний художников, представленных на выставке «Искусство в эвакуации». Послушать голоса молодых актеров, озвучивающих частные свидетельства художников, работавших в годы войны, можно с 20:00.

Музейно-выставочное объединение «Манеж» организует программы на всех своих площадках, объединяя их темой памяти. В самом Манеже — марафон фильмов, проверенных временем, и лекция о влиянии русской литературы XIX века на европейский кинематограф века ХХ. В Новом Манеже — дискуссия лауреатов и номинантов различных литературных премий. В Музее Вадима Сидура можно увидеть выставку «Доброй ночи», сделанную студентами «Свободных мастерских». На пандусе «Рабочего и колхозницы» состоится танцевальный перформанс уже довольно известных выпускниц Академии русского балета им. Вагановой Даши Плоховой и Саши Портянниковой. «Перформанс посвящен осознанию того, что значил героизм когда-то, и постановке вопроса о том, что происходит с понятием „герой” сейчас. Костюмы явно отсылают к 1940-м годам, а лонгборды, на которых Саша и Даша будут съезжать, и видеопроекции на стенах явно переносят действие в современность»,комментирует начальник научно-методического отдела МВО «Манеж» Андрей Паршиков. Начало перформанса в 20:00.

Государственный музей архитектуры им. Щусева подготовил нечто настолько сложное по форме и соотнесению тем, что на ум приходит сравнение со знаменитым хеппенингом Алана Капроу, в котором зритель точно знал, что не может полностью охватить все события. В программе заявлены: пластический перформанс, саунд-арт, экскурсии, видеомэппинг, выставка-спектакль, разговор с куратором, показ видео, метро-квест, интерактивная инсталляция и показ хроники строительства метрополитена. С 11:00 начнется видео, а дальше вал событий будет только нарастать.

Политехнический музей в 21:00 в летнем дворе павильона № 26 на ВДНХ запускает «Электронную гостиную», платформу общения, а возможно, и создания творческо-технологического сообщества на стыке аудиовизуальных искусств и электронной музыки.

В Московском музее современного искусства на Петровке в 19:30 можно будет послушать произведения композитора Ираиды Юсуповой, а в 22:00 начнется концерт группы СБПЧ с показом нового клипа. На Гоголевском бульваре с 18:00 — знакомство с жестовым языком и дактилем, которое к вечеру плавно переходит к созданию пластического спектакля. Обучение различным языкам тела настроено в том числе на осознание слуха и зрения как способностей, которые есть не у всех.

Санкт-Петербург

16 мая — Международный день музеев. В 42 странах в этот день они работают всю ночь. Петербург, за которым намертво закрепилось звание города-музея, уже несколько лет подряд органично вливается в интернациональную культурную «всенощную». Организаторы — комитеты Правительства Санкт-Петербурга по культуре, транспорту, развитию транспортной инфраструктуры, законности, правопорядка и безопасности, развитию туризма, Главное управление МВД (sic!) и Управление ГИБДД. В этом году, очевидно под влиянием 70-десятой годовщины окончания Великой Отечественной войны, тема Ночи музеев — «Память».

Несмотря на организацию перемещения, навигации и охраны зрителей, которая раз от раза совершенствуется, понятно, что везде не успеть и всего не посмотреть. Тем более обидно наткнуться на длинную очередь или на полностью забитый зал. Любому, кто пережил это мероприятие в прошлые годы, очевидно: чем тщательнее выбран маршрут, тем приятнее будет проведено время. Вот несколько небанальных мест, которые можно посетить и где будет интересно побывать, и несколько советов от взыскательного завсегдатая вернисажей.

Не ходите в зоопарк. Особенно с детьми, особенно ночью. Там все будет так же прекрасно, как всегда, зато зверям в клетках будет просторнее, чем вам снаружи (если попадете, а не застрянете в многочасовой очереди). Велика вероятность того, что в Артиллерийском музее, который находится по соседству, вы столкнетесь со сходными трудностями. То же можно сказать про обворожительный Музей Арктики и Антарктики — лучше посетите его в другой день, посмакуйте. Вообще хорошо бы избегать всего центрального и намоленного. Хотя, думаю, свободно, и просторно, и красиво будет ночью в Музее Академии художеств.

Конечно, сверхпривлекательно выглядит концерт в Российской национальной библиотеке, проводимый совместно с Русским музыкальным обществом. Однако, надо полагать, музыка, исполняемая по редким старинным партитурам из нотного отдела РНБ, привлечет немало любителей — вопросом мест надо озаботиться заранее. Еще в большей степени это относится к 12 концертам, которыми Ночь музеев встречает Академическая капелла. Все начинается в 18:00, места имеет смысл ангажировать не менее чем за час. Большой зал Филармонии тоже, скорее всего, будет забит до отказа.

Если погода будет благоприятствовать, стоит посетить Ботанический сад. Ночью и на рассвете это умиротворяющее зрелище. После променада по оранжереям можно сместиться в Музей интерактивной науки «ЛабиринтУМ», где заявлена программа «Наука фронту и тылу» — открытия ученых во время войны в виде действующих моделей и макетов. Относительно недалеко от него находится мастерская Аникушина. Обычно там весело и хорошо. В этот раз в программе «скульптурный балет».

Отдельно хочется порекомендовать Военно-медицинский музей. В остальные дни туда не вдруг попадешь, да и программа интересная — выставка «Руки хирурга», лекции о природе и механизмах памяти.

Тем, кто собирается провести эту ночь трезвым, семейным и за рулем, можно заехать в Приоратский замок в Гатчине. Там обещают экскурсию по дворцу, рассказы об истории Мальтийского ордена в России и факельное шествие рыцарей.

Более подвижно можно провести майскую ночь, курсируя по мероприятиям библиотечной сети. Библиотека для слепых и слабовидящих предлагает рассказ о судьбах слепых Ленинграда во время войны и обучение чтению и письму по Брайлю. В Библиотеке им. Лермонтова обещают костюмированный бал. Разветвленная программа ожидается в Библиотека им. Маяковского: спектакль в бывшем бомбоубежище, рецепты блокадной кухни, джаз 1940-х годов, обучение тайнописи и бесшумному хождению. Инсайдерская информация: в Библиотеке книжной графики ожидается динамичный мастер-класс по принтмейкингу от корифея и очаровашки Юрия Штапакова (дамы, готовьтесь).

А можно пренебречь всем, пойти в Музей городского электрического транспорта, где собрана коллекция исторического подвижного состава, и потом до 4 утра кататься на ретротрамвае по ночному городу.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+