Начало масштабных работ над барочными шедеврами Гринвича

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

Английские реставраторы восстановят 3,7 тыс. м2 росписей XVIII века

Найдите отличия: одна часть потолка Расписного зала уже прошла реставрацию, другая пока нет
Найдите отличия: одна часть потолка Расписного зала уже прошла реставрацию, другая пока нет

Первые пробы методов восстановления росписей были сделаны в январе текущего года в рамках дорогостоящей (£7 млн) реставрации шедевра британского барокко — Расписного зала в Старом королевском военно-морском колледже Гринвича, расположенном к юго-востоку от Лондона.

Среди задач этого «беспрецедентного» проекта — использование новаторских методов расчистки и укрепления настенной и потолочной росписи площадью 3,7 тыс. м2, а также обеспечение доступа публики к месту работ, проходящих на 16-метровой высоте.

Этот зал головокружительной высоты, спроектированный Кристофером Реном и Николасом Хоксмуром, служил столовой для ветеранов военно-морского флота, «гринвичских пенсионеров», в госпитале для моряков, ставшем частью колледжа. Джеймс Торнхилл расписывал его 19 лет начиная с 1708 года. Авторству этого английского художника, который, как долгое время считалось, уступал в мастерстве только своим итальянским современникам, принадлежат и росписи в куполе собора Святого Павла в Лондоне.

Реставрация росписей западной стены здания завершилась в 2013 году. Главным объектом второй и гораздо более масштабной фазы работ, на которую в прошлом году выделили £2,77 млн из фонда Heritage Lottery, станет плафон главного Нижнего зала площадью 500 м2.

Чересчур дымные ужины

В центре потолочной росписи, прославляющей военно-морскую доблесть Британии, — изображение Вильгельма Оранского и Марии II, восседающих на небесном троне. Под ногами Вильгельма сжимает меч французский король Людовик XIV. Сегодня изображения эти покрыты загрязнениями, они пострадали от пыли, грязи, выцветания лака и отслоения красочного слоя. Большой урон нанесли прямые солнечные лучи и многочисленные дымные ужины. Одно из предложенных решений заключается в том, чтобы установить на окна жалюзи и позволить зрителям продолжать наслаждаться эффектами света, который, благодаря планировке Рена, проникает внутрь здания. Чтобы подчеркнуть изменения, здесь установят новую систему освещения.

Торнхилл писал маслом по штукатурке, покрытой, судя по всему, масляным грунтом. Последний раз эти произведения очищались и покрывались лаком в 1950-е годы. Команду реставраторов из четырех-шести специалистов со всей Европы возглавит Стивен Пейн из Paine & Stewart. Он намерен провести «исключительно бережную» очистку и планирует использовать мягкие растворители, по возможности на гелевой основе, чтобы «скорее размягчить слои, чем растворить их».

«Сейчас Торнхилл практически забыт, однако с художественной точки зрения он просто потрясающий мастер. [Росписи] станут более четкими, резкими и яркими… они будут создавать резонанс», — говорит Пейн. Он полагает, что восстановительные работы, помимо прочего, могут раскрыть новую информацию, например, об оружейном деле той эпохи. Основная проблема Heritage Lottery связана с доступом публики к реставрируемым пространствам: присутствие посетителей требует использования самых безопасных веществ. По оценкам руководителей проекта, который будет осуществлен в 2016 году, посмотреть, как проходят реставрационные работы, смогут около 10 тыс. человек, которые поднимутся на строительные леса с помощью специального лифта. Организаторы хотят дать зрителям возможность попасть и в еще более высокий парадный вестибюль, проложив маршрут по 11 этажам строительных лесов к 30-метровому куполу, который Торнхилл украсил изображениями четырех ветров.

Одно из сокровищ Лондона

За каждый квадратный ярд (0,84 м2) потолочной росписи Торнхилл получал плату в £3. Сегодня восстановительные работы на ней обойдутся в £675 за квадратный ярд. Пейн предпочитает работать с маленькой командой реставраторов, ведь надо быть уверенным в единообразии технологии обработки по всей поверхности.

Уилл Пэлин, заведующий реставрацией зданий колледжа, считает Расписной зал «одним из величайших художественных сокровищ Лондона», жемчужиной барокко, до недавнего времени практически незнакомой широкой публике. «Это беспрецедентный по своему масштабу проект. Мы находимся на неизведанной территории», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+