Начало масштабных работ над барочными шедеврами Гринвича

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

Английские реставраторы восстановят 3,7 тыс. м2 росписей XVIII века

Найдите отличия: одна часть потолка Расписного зала уже прошла реставрацию, другая пока нет
Найдите отличия: одна часть потолка Расписного зала уже прошла реставрацию, другая пока нет

Первые пробы методов восстановления росписей были сделаны в январе текущего года в рамках дорогостоящей (£7 млн) реставрации шедевра британского барокко — Расписного зала в Старом королевском военно-морском колледже Гринвича, расположенном к юго-востоку от Лондона.

Среди задач этого «беспрецедентного» проекта — использование новаторских методов расчистки и укрепления настенной и потолочной росписи площадью 3,7 тыс. м2, а также обеспечение доступа публики к месту работ, проходящих на 16-метровой высоте.

Этот зал головокружительной высоты, спроектированный Кристофером Реном и Николасом Хоксмуром, служил столовой для ветеранов военно-морского флота, «гринвичских пенсионеров», в госпитале для моряков, ставшем частью колледжа. Джеймс Торнхилл расписывал его 19 лет начиная с 1708 года. Авторству этого английского художника, который, как долгое время считалось, уступал в мастерстве только своим итальянским современникам, принадлежат и росписи в куполе собора Святого Павла в Лондоне.

Реставрация росписей западной стены здания завершилась в 2013 году. Главным объектом второй и гораздо более масштабной фазы работ, на которую в прошлом году выделили £2,77 млн из фонда Heritage Lottery, станет плафон главного Нижнего зала площадью 500 м2.

Чересчур дымные ужины

В центре потолочной росписи, прославляющей военно-морскую доблесть Британии, — изображение Вильгельма Оранского и Марии II, восседающих на небесном троне. Под ногами Вильгельма сжимает меч французский король Людовик XIV. Сегодня изображения эти покрыты загрязнениями, они пострадали от пыли, грязи, выцветания лака и отслоения красочного слоя. Большой урон нанесли прямые солнечные лучи и многочисленные дымные ужины. Одно из предложенных решений заключается в том, чтобы установить на окна жалюзи и позволить зрителям продолжать наслаждаться эффектами света, который, благодаря планировке Рена, проникает внутрь здания. Чтобы подчеркнуть изменения, здесь установят новую систему освещения.

Торнхилл писал маслом по штукатурке, покрытой, судя по всему, масляным грунтом. Последний раз эти произведения очищались и покрывались лаком в 1950-е годы. Команду реставраторов из четырех-шести специалистов со всей Европы возглавит Стивен Пейн из Paine & Stewart. Он намерен провести «исключительно бережную» очистку и планирует использовать мягкие растворители, по возможности на гелевой основе, чтобы «скорее размягчить слои, чем растворить их».

«Сейчас Торнхилл практически забыт, однако с художественной точки зрения он просто потрясающий мастер. [Росписи] станут более четкими, резкими и яркими… они будут создавать резонанс», — говорит Пейн. Он полагает, что восстановительные работы, помимо прочего, могут раскрыть новую информацию, например, об оружейном деле той эпохи. Основная проблема Heritage Lottery связана с доступом публики к реставрируемым пространствам: присутствие посетителей требует использования самых безопасных веществ. По оценкам руководителей проекта, который будет осуществлен в 2016 году, посмотреть, как проходят реставрационные работы, смогут около 10 тыс. человек, которые поднимутся на строительные леса с помощью специального лифта. Организаторы хотят дать зрителям возможность попасть и в еще более высокий парадный вестибюль, проложив маршрут по 11 этажам строительных лесов к 30-метровому куполу, который Торнхилл украсил изображениями четырех ветров.

Одно из сокровищ Лондона

За каждый квадратный ярд (0,84 м2) потолочной росписи Торнхилл получал плату в £3. Сегодня восстановительные работы на ней обойдутся в £675 за квадратный ярд. Пейн предпочитает работать с маленькой командой реставраторов, ведь надо быть уверенным в единообразии технологии обработки по всей поверхности.

Уилл Пэлин, заведующий реставрацией зданий колледжа, считает Расписной зал «одним из величайших художественных сокровищ Лондона», жемчужиной барокко, до недавнего времени практически незнакомой широкой публике. «Это беспрецедентный по своему масштабу проект. Мы находимся на неизведанной территории», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+