18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Пригороды Петербурга открыли сезон

Какие планы на этот год у самых посещаемых музеев России: Петергофа, Царского Села и Гатчины?

25 апреля в Петергофе состоялся торжественный пуск фонтанов. Музеи-заповедники Петербурга начинают новый туристический сезон. Как скажется на их работе экономическая ситуация в стране? Что думают об этом руководители самых известных музеев?

Несмотря на международные санкции в отношении России, директора всех петербургских музее-заповедников не видят в них большой угрозы. «Петергоф никогда не страдал от отсутствия посетителей. У нас музей сезонный, и посещаемость в основном бывает с мая по сентябрь. Но даже по тем цифрам, которые мы имеем за прошлый год, — 4,946 млн человек по всему комплексу, думаю, что она не снизится, — говорит генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. — Полагаю, что будет больше российских туристов и меньше иностранных».

Директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова согласна с коллегой: «Мы не испытываем дефицита туристов. Цифры посещаемости за первые три месяца этого года даже превышают аналогичные прошлогодние показатели. В 2014-м с января по март мы приняли свыше 160 тыс. посетителей, в 2015-м за тот же период — более 192 тыс. человек. Но, конечно, абсолютное большинство едет к нам с мая по октябрь, там счет идет уже на миллионы. Пожалуй, изменения могут коснуться лишь пропорций. Если раньше музей посещало примерно 55% иностранных туристов и 45% российских, то теперь соотношение может измениться в сторону россиян, их станет больше».

Директор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов уверен, что на данный момент нельзя говорить о том, «что нынешняя экономическая ситуация оказала негативное влияние на работу музея». «Количество посетителей в 2014 году составило около 270 тыс. человек, что на 10% больше, чем в 2013-м. Наши посетители — это в основном российские туристы, доля иностранцев составляет очень небольшой процент», — отмечает он.

Несмотря на оптимизм в отношении музейной посещаемости, о продолжении реставрационных работ руководители музеев высказываются более пессимистично. «Минкульт принял очень грустное для всех музеев решение не начинать реставрацию новых объектов в этом году, — говорит Елена Кальницкая. — Сейчас мы заканчиваем только то, что начали в прошлые годы. Государство выделило в 2014 году на реставрацию 375 млн руб.».

Ольга Таратынова подтвердила, что бюджетное финансирование реставрации в этом году сократилось на 10%, но это позволит закончить работы, начатые в Царском Селе в прошлом году. Однако назвать точную сумму она отказалась, как и директор Гатчины, который всего лишь заверил, что «финансирование реставрационных работ осталось в прежнем объеме».

При этом в ГМЗ «Петергоф» спонсоры реставрационных работ («Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и немецкая фирма «Винтерсхалл Холдинг») сохранили финансирование в прежнем объеме. Продолжается реставрация Китайского дворца в Ораниенбауме: уже выполнена треть запланированных работ, и для посещений доступны Большая Антикамера, Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, в этом году к ним прибавятся Розовая гостиная и Гардеробная. Общая стоимость реставрации Китайского дворца составляет 900 млн руб.

Директор ГМЗ «Царское Село» бесконечно благодарна РЖД и ее благотворительному фонду «Транссоюз», с помощью которых удалось спасти апартаменты Екатерины II — знаменитые Агатовые комнаты, но в то же время признается: «К сожалению, сейчас экономическая ситуация такова, что РЖД вряд ли сможет так же активно спонсировать наши проекты, как раньше. Мы получили небольшой кусочек, 10 млн руб., на окончание работ в Агатовых комнатах — воссоздание дверных проемов. На отдельные проекты нам выделяют средства Сбербанк, структуры Газпрома и другие компании».

И все же, несмотря на все трудности, в новом сезоне музеи готовы порадовать туристов. В Петергофе завершается реставрация каскада «Золотая гора» (правда, заработает он только осенью), будут открыты Менажорные фонтаны, отремонтирована территория у Готического колодца в парке Александрия, а летом откроются музей «Императорские яхты», Ольгин и Царицын павильоны на островах Колонистского парка. В Гатчине после реставрации откроются Греческая галерея, Ротонда под Гербами, комнаты Ротари. В Царском Селе отреставрированы оба фасада (со стороны парка и со стороны плаца) Екатерининского дворца (работы велись с 2010 года), леса будут сняты 15 мая. В самом дворце планируются работы по воссозданию Лионского зала с лазуритом, разрушенного в годы войны. Ведется реставрация центрального павильона Александровского парка — Арсенала. Когда-то в нем хранилась коллекция оружия императора Николая I, и в музее надеются, что в перспективе ее удастся воссоздать.

Несмотря на то что рекламировать дворцы в Петергофе или в Царском Селе особой нужды нет, администрации музеев-заповедников стараются найти оригинальные ходы для привлечения туристов. К примеру, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» недавно сняла 12-серийный фильм о музее (сама придумала концепцию и написала сценарий). В комплекс ГМЗ «Петергоф» входит и Путевой дворец Петра в Стрельне. В этом году была выпущена серия открыток с изображением овощей и фруктов с петровского огорода, а на обороте — рецепты блюд из них. По мнению администрации, это может привлечь туристов, особенно молодежь.

В Гатчине, помимо выставок «По обе стороны окопов», посвященной жизни Красногвардейска (Гатчины) в период немецко-фашистской оккупации 1941–1944 годов, и «Гатчинский светописец двух императоров. Фотоальбом С.И.Кудрявцева», акварелиста и фотографа, снимавшего Гатчину и императорскую резиденцию в 1870–1880-х годах, состоятся фестивали «Ночь музыки» (4–5 июля) и «Ночь света» (1–2 августа). Традиционно пройдут концерты международных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга» (июнь) и Earlymusic (сентябрь).

У ГМЗ «Царское Село» выделен рекламный бюджет на привлечение внимания к еще недостаточно «раскрученному» музею Первой мировой войны в Ратной палате, который открылся в августе прошлого года. Информацию о нем можно встретить не только на билбордах в городе, но и на городских автобусах.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+