Луиджи Пелли: в России и в Швейцарии

22 апреля в резиденции посла Швейцарии в России состоялась презентация книги «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году», изданной фондом IN ARTIBUS на русском языке

Екатерина Кондранина – исполнительный директор Фонда IN ARTIBUS, Пьер Хельг – посол Швейцарии в РФ, Инна Баженова – учердитель Фонда IN ARTIBUS
Екатерина Кондранина – исполнительный директор Фонда IN ARTIBUS, Пьер Хельг – посол Швейцарии в РФ, Инна Баженова – учердитель Фонда IN ARTIBUS

Гостей вечера приветствовал Пьер Хельг, посол Швейцарии в России. Событие приурочено к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Учредитель фонда IN ARTIBUS Инна Баженова поблагодарила посла за возможность представить в его резиденции это издание — дневник швейцарского архитектора Луиджи Пелли, в котором он описывает свое возвращение на родину после многих лет работы в России. Инна Баженова рассказала, что летом 2014 года фонд поддержал издание путевых заметок Пелли на итальянском языке, а затем было принято решение опубликовать их на русском языке, так как дневник швейцарца имеет большую ценность для истории русской архитектуры.

На презентации также выступили люди, непосредственно связанные с личностью швейцарского архитектора: журналист и художник Энцо Пелли, его потомок, и искусствовед Джорджо Моллизи, давно занимающийся творчеством архитекторов из Тичино, работавших за рубежом.

Энцо Пелли рассказал об истории обнаружения дневника своего предка. Три года назад он разбирал старые газеты и журналы по медицине 1930-х годов в фамильном доме в Аранно и случайно наткнулся на маленькую тетрадку. Это был «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году», написанный ровным красивым почерком. Через некоторое время родилась идея опубликовать этот дневник и чертежные рисунки, хранившиеся в семейном архиве на протяжении почти двух столетий. Так появилось издание тичинского журнала Arte Storia на итальянском языке. Потомок швейцарского архитектора выразил сердечную благодарность фонду IN ARTIBUS и лично Инне Баженовой за публикацию архива их семьи на русском языке и выразил надежду на то, что исследование материалов, которые он и его близкие с радостью предоставили российским ученым, прольет свет на роль его предка в архитектурной истории Москвы. Энцо Пелли назвал дневник путешествия своего предка своего рода одиссеей и отметил, что хотя Луиджи никогда не писал там о своей работе в России, но его точные замечания о «вкусе и менталитете» архитекторов, строивших эту страну, представляют большую ценность для исследователей.

Энцо Пелли, Инна Баженова, Джоржио Моллизи, Юлия Ильина
Энцо Пелли, Инна Баженова, Джоржио Моллизи, Юлия Ильина

Тему изучения эпистолярного и графического наследия Луиджи Пелли продолжил искусствовед Джорджо Моллизи. Луиджи Пелли — фигура в истории русской архитектуры спорная и загадочная, а круг приписываемых ему памятников до сих пор едва ли аргументирован. Поэтому за строкой изящного факсимильного воспроизведения рукописного дневника, снабженного чуть ли не подстрочным переводом, а главное, на страницах прилагаемых к биографии авторских чертежей и набросков из «Тетради для заметок и эскизов» откроются долгожданные новые факты и возможности интерпретации творческого наследия Пелли.

Господин Моллизи напомнил, что Луиджи Пелли приехал в Москву примерно в 1820 году по приглашению швейцарского архитектора Доменико Жилярди. С ним Пелли был знаком с молодости — в семейном архиве сохранился портрет Луиджи, выполненный Жилярди в конце XVIII века. В 1820-е годы он становится помощником Жилярди в деле восстановления Москвы после пожара 1812 года. Огромную ценность представляет графическое наследие Луиджи Пелли. В изданной при поддержке фонда IN ARTIBUS книге опубликованы его архитектурные рисунки — Джорджо Моллизи опознал в этих набросках проекты Опекунского совета в Москве (архитектор Жилярди), жилой дом с дорическими колоннами (архитектор Григорьев, коллега Пелли и знаменитый ассистент Жилярди), а также фасад и чертежи Доменико Жилярди для Московского университета. И Энцо Пелли, и Джорджо Моллизи признают, что роль Луиджи Пелли в окружении Доменико Жилярди пока не вполне ясна.

О месте и роли швейцарца в архитектурном сообществе, занимавшемся реконструкцией Москвы в 1820-х годах, говорила и кандидат архитектуры Юлия Клименко, доцент кафедры истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Она отметила, что «на наших глазах появляются новые архитектурные герои, авторы московских произведений, которые так долго оставались безымянными». Попытки реконструировать достоверную историю строительства многих прекрасных сооружений Москвы и Подмосковья теперь возможны лишь при обнародовании материалов архитекторов, сохранившихся на их родине в семейных архивах. Именно это позволяет надеяться и ожидать многочисленные открытия, связанные с переатрибуцией серии известных памятников русской архитектуры. В заключение она выразила надежду на то, что уже в скором будущем имя Луиджи Пелли займет достойное место в архитектурной летописи Москвы XIX века в период восстановления нашего города после пожара 1812 года.

Вручение картины Юрием Пальминым послу Швейцарии Пьеру Хельгу
Вручение картины Юрием Пальминым послу Швейцарии Пьеру Хельгу

К выходу в свет книги «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году» приурочена выставка «Зимняя поездка. Winterreise», которую можно увидеть в выставочном пространстве фонда IN ARTIBUS (Пречистенская наб., д. 17) до 20 мая. Это проект современного архитектурного фотографа Юрия Пальмина, который повторил маршрут Луиджи Пелли в ХХI веке. Одну из работ этой серии — вид Castelgrande, Bellinzona, Ticino — Юрий Пальмин преподнес в подарок швейцарском послу Пьеру Хельгу.

Официальную часть презентации завершило выступление выдающегося пианиста и композитора Владимира Свердлова-Ашкенази.

Презентация прошла при поддержке известных компаний: швейцарской часовой марки Audemars Piguet, бренда эксклюзивных аксессуаров и сувениров Gourji, национального авиаперевозчика Швейцарии Swiss, роскошного отеля «St. Regis Москва Никольская», коньячного дома Courvoisier, проекта Molecule, специализирующегося на селективных ароматах, а также гольф- и поло-клуба «Целеево».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+