18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Императорский фарфоровый завод в Музее Фаберже

На Пасху в санкт-петербургском Музее Фаберже, где сейчас проходит Детский пасхальный фестиваль искусств, открылась выставка работ художников Императорского фарфорового завода, названная «Воскресение». Известно многолетнее сотрудничество фарфорового завода с Эрмитажем или с современными художниками, но для недавно созданного Музея Фаберже эта выставка стала первым опытом. В контексте музея, демонстрирующего произведения знаменитой ювелирной марки и посвященного целой эпохе в русском декоративно-прикладном искусстве, показ фарфора как нельзя более уместен: изобретатель «российского порцелина» Дмитрий Виноградов создал первое фарфоровое пасхальное яйцо в 1749 году для императрицы Елизаветы. Естественно, что изделия Императорского фарфорового завода и фирмы Карла Фаберже уравнены в ценности и значимости для Петербурга и всей отечественной культуры.

В небольшом зале куратор Наталья Овчинникова собрала 15 мастеров и более 100 предметов. В каждой витрине не только пасхальные яйца, но и отдельные вещи из сервизов, вазы, композиции. Многие работы датированы последними годами, но есть и созданные за прошедшее десятилетие.

На выставке представлено не одно поколение художников Императорского фарфорового завода, где и в искусстве росписи по фарфору, и в пластике гармонично сосуществуют несколько художественных направлений, от классики до модернизма. Проверенная и вечная классика — крепкими широкими мазками написанные праздничные цветы Серафимы Богдановой или пасхальные яйца ее работы с точно перенесенными на фарфоровую поверхность иконописными образами. Три скульптуры ангелов, формой и цветом напрямую связанные с искусством авангарда, сделаны одним из самых известных художников завода, Инной Олевской. Пасхальные яйца и тарелки Татьяны Афанасьевой близки графике таких ленинградских авторов 1980-х годов, как Юрий Люкшин и Андрей Геннадиев. Узнаваемый стиль 1960-х ярко выразился в работах молодых художниц Юлии Жуковой и Марии Матвеевой, а предметы из чайных сервизов Екатерины Сазоновой отличает поэтический минимализм. Центр зала занимает анималистическая композиция «Переполох» — работа из бисквита скульптора Галины Белаш. Привлекающая внимание своей живостью сценка с птицами традиционна для пасхальных празднеств. По соседству с нахохлившимися воробьями безо всякой связи с современным искусством рассыпаны фарфоровые семечки.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+