Императорский фарфоровый завод в Музее Фаберже

На Пасху в санкт-петербургском Музее Фаберже, где сейчас проходит Детский пасхальный фестиваль искусств, открылась выставка работ художников Императорского фарфорового завода, названная «Воскресение». Известно многолетнее сотрудничество фарфорового завода с Эрмитажем или с современными художниками, но для недавно созданного Музея Фаберже эта выставка стала первым опытом. В контексте музея, демонстрирующего произведения знаменитой ювелирной марки и посвященного целой эпохе в русском декоративно-прикладном искусстве, показ фарфора как нельзя более уместен: изобретатель «российского порцелина» Дмитрий Виноградов создал первое фарфоровое пасхальное яйцо в 1749 году для императрицы Елизаветы. Естественно, что изделия Императорского фарфорового завода и фирмы Карла Фаберже уравнены в ценности и значимости для Петербурга и всей отечественной культуры.

В небольшом зале куратор Наталья Овчинникова собрала 15 мастеров и более 100 предметов. В каждой витрине не только пасхальные яйца, но и отдельные вещи из сервизов, вазы, композиции. Многие работы датированы последними годами, но есть и созданные за прошедшее десятилетие.

На выставке представлено не одно поколение художников Императорского фарфорового завода, где и в искусстве росписи по фарфору, и в пластике гармонично сосуществуют несколько художественных направлений, от классики до модернизма. Проверенная и вечная классика — крепкими широкими мазками написанные праздничные цветы Серафимы Богдановой или пасхальные яйца ее работы с точно перенесенными на фарфоровую поверхность иконописными образами. Три скульптуры ангелов, формой и цветом напрямую связанные с искусством авангарда, сделаны одним из самых известных художников завода, Инной Олевской. Пасхальные яйца и тарелки Татьяны Афанасьевой близки графике таких ленинградских авторов 1980-х годов, как Юрий Люкшин и Андрей Геннадиев. Узнаваемый стиль 1960-х ярко выразился в работах молодых художниц Юлии Жуковой и Марии Матвеевой, а предметы из чайных сервизов Екатерины Сазоновой отличает поэтический минимализм. Центр зала занимает анималистическая композиция «Переполох» — работа из бисквита скульптора Галины Белаш. Привлекающая внимание своей живостью сценка с птицами традиционна для пасхальных празднеств. По соседству с нахохлившимися воробьями безо всякой связи с современным искусством рассыпаны фарфоровые семечки.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+