18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Жорж Великолепный, вернувшийся из забвения

№32
Материал из газеты

Первая за сорок лет выставка Георгия Якулова в Третьяковской галерее

Как выглядел Георгий Якулов (1884–1928), хорошо известно благодаря портрету Петра Кончаловского 1910 года. Черноусый джигит в желтом жилете и модных штиблетах, настоящий денди. Таким, впрочем, и был Якулов, или, как его еще называли, Жорж Великолепный. Сценограф, живописец, график, он блистал яркой звездой в авангардные 1910–1920-е, но был позабыт, когда великая эпоха завершилась. В начале века Якулов только присматривался к авангарду, выставляясь с художниками разных московских объединений. Ему явно был близок фовизм: уже в ранних работах он экспериментировал с цветом и подвел теоретическую базу под свои изыскания, придумав «теорию разноцветных солнц». Вкратце ее содержание сводилось к следующему: в зависимости от цвета и силы солнечного излучения складываются культурные и стилевые различия. Возможно, что именно Якулов вдохновил Робера и Соню Делоне на создание орфизма (в 1910-е он был частым гостем в их парижском доме). До революции Якулов отдавал предпочтение живописи, его захватывала красочная динамика на глазах меняющегося мира. От головокружительных перспектив в его Скачках (1905), захватывает дух, композиция подчинена музыкальному ритму. В Первую мировую Якулов отправился на фронт. Ходили легенды, будто он водил солдат в атаку одетым во фрак, что, безусловно, часть его личной мифологии — он и на войне оставался художником. В 1918 году он познакомился с Сергеем Есениным и вошел в орден имажинистов, оформил артистические кафе «Стойло Пегаса» и «Питтореск» (1916–1917). Его мастерская на Садовой в Москве стала одним из центров культурной жизни столицы, куда захаживал даже нарком Анатолий Луначарский, покровительствовавший художнику. Считается, что Михаил Булгаков списал свою «Зойкину квартиру» с мастерской Якулова, а прототипом Зойки стала супруга художника Наталья Юльевна Шифф.

В 1920-е на авансцену в творчестве Якулова выходит театр. Он оформлял одну постановку за другой: за десять лет — 26 спектаклей, его имя гремело в театральной среде. Он работал с Мейерхольдом и Таировым, оформив в его Камерном театре аншлаговые Принцессу Брамбиллу и Жирофле-Жирофля, за который, в паре с проектом памятника 26 бакинским комиссарам (1923), получил почетный диплом на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Последняя его работа в театре  — балет Стальной скок на музыку Сергея Прокофьева для антрепризы Сергея Дягилева в 1927-м, где он выступил и  как сценограф, и как автор либретто. Якулов-сценограф затмил Якулова-живописца: он так и не написал свой opus magnum, картину, которая стала бы манифестом его «теории разноцветных солнц».

После смерти художника осталось не так много работ, и те рассеяны по музеям разных стран. Кураторы выставки Ирина Вакар и Татьяна Михиенко отобрали более 100 произведений — из Национальной галереи Армении, где их больше всего, из Государственного театрального музея им. Бахрушина и Третьяковской галереи. Последняя выставка Якулова в Москве прошла 40 лет назад, а долгое отсутствие — хороший повод для нового знакомства.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+