18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жорж Великолепный, вернувшийся из забвения

№32
Материал из газеты

Первая за сорок лет выставка Георгия Якулова в Третьяковской галерее

Как выглядел Георгий Якулов (1884–1928), хорошо известно благодаря портрету Петра Кончаловского 1910 года. Черноусый джигит в желтом жилете и модных штиблетах, настоящий денди. Таким, впрочем, и был Якулов, или, как его еще называли, Жорж Великолепный. Сценограф, живописец, график, он блистал яркой звездой в авангардные 1910–1920-е, но был позабыт, когда великая эпоха завершилась. В начале века Якулов только присматривался к авангарду, выставляясь с художниками разных московских объединений. Ему явно был близок фовизм: уже в ранних работах он экспериментировал с цветом и подвел теоретическую базу под свои изыскания, придумав «теорию разноцветных солнц». Вкратце ее содержание сводилось к следующему: в зависимости от цвета и силы солнечного излучения складываются культурные и стилевые различия. Возможно, что именно Якулов вдохновил Робера и Соню Делоне на создание орфизма (в 1910-е он был частым гостем в их парижском доме). До революции Якулов отдавал предпочтение живописи, его захватывала красочная динамика на глазах меняющегося мира. От головокружительных перспектив в его Скачках (1905), захватывает дух, композиция подчинена музыкальному ритму. В Первую мировую Якулов отправился на фронт. Ходили легенды, будто он водил солдат в атаку одетым во фрак, что, безусловно, часть его личной мифологии — он и на войне оставался художником. В 1918 году он познакомился с Сергеем Есениным и вошел в орден имажинистов, оформил артистические кафе «Стойло Пегаса» и «Питтореск» (1916–1917). Его мастерская на Садовой в Москве стала одним из центров культурной жизни столицы, куда захаживал даже нарком Анатолий Луначарский, покровительствовавший художнику. Считается, что Михаил Булгаков списал свою «Зойкину квартиру» с мастерской Якулова, а прототипом Зойки стала супруга художника Наталья Юльевна Шифф.

В 1920-е на авансцену в творчестве Якулова выходит театр. Он оформлял одну постановку за другой: за десять лет — 26 спектаклей, его имя гремело в театральной среде. Он работал с Мейерхольдом и Таировым, оформив в его Камерном театре аншлаговые Принцессу Брамбиллу и Жирофле-Жирофля, за который, в паре с проектом памятника 26 бакинским комиссарам (1923), получил почетный диплом на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Последняя его работа в театре  — балет Стальной скок на музыку Сергея Прокофьева для антрепризы Сергея Дягилева в 1927-м, где он выступил и  как сценограф, и как автор либретто. Якулов-сценограф затмил Якулова-живописца: он так и не написал свой opus magnum, картину, которая стала бы манифестом его «теории разноцветных солнц».

После смерти художника осталось не так много работ, и те рассеяны по музеям разных стран. Кураторы выставки Ирина Вакар и Татьяна Михиенко отобрали более 100 произведений — из Национальной галереи Армении, где их больше всего, из Государственного театрального музея им. Бахрушина и Третьяковской галереи. Последняя выставка Якулова в Москве прошла 40 лет назад, а долгое отсутствие — хороший повод для нового знакомства.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+