18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Непредвзято и эмоционально

Третий том большого проекта Россия. ХХ век в фотографиях так же хорош, как и первые два. Продуманный отбор материала, четкая структура, выдержанный ритм смены размеров снимков, соотношение хрестоматийных и неожиданных кадров, узнаваемого и нового — изначально высокий стандарт издания выдержан. Человек сам по себе, как член семьи или социальной группы, как часть толпы, песчинка народной массы. Люди власти, искусства и науки, просто люди. Фасад Советской России и невидимые государству радости и слезы ее народа. «Задача данного издания, — пишет в предисловии руководитель проекта Ольга Свиблова, — дать возможность непредвзято посмотреть на развитие отечественной истории и пережить ее эмоционально».

Кажется, что непредвзято посмотреть трудно: советская пропаганда умела манипулировать фотодокументами и оставила нам такой образ Родины, какой считала нужным. Кажется, что вызвать эмоцию легко: русская фотография всегда была «с настроением», а советская — особенно бравурна и задушевна.

Третий том, как и первые два, дает больше, чем ожидаешь от фотолетописи, и  не совсем то, что предугадываешь. Книга не спорит с нашей памятью, а расширяет ее, не ломает стереотипы, а дает возможность видеть дальше них. И кажется правдивой, непредвзятой.

Заглавная часть тома — о войне как невыносимом и уму непостижимом испытании. Таком невероятном, что никаких эмоций после просмотра первых 150 страниц не остается. Тут гуманно соблюдена мера: показано ровно столько страдания, чтобы увидеть, как оно огромно, но и пощадить читателя-зрителя. Акцент сделан не на подвиге народа и солдата, хотя без героической Атаки Дмитрия Бальтерманца не обошлось, а на народе-жертве, страдальце, мученике. Фотографии убитых в городах и  весях через страницы книги рифмуются со снимками Нюрнбергского процесса и тел казненных нацистских преступников.

Такие неназойливые, но точные внутренние рифмы фиксируют в книге движение истории, ее если не смысл, то непрерывность. Вот Никита Сергеевич Хрущев, генсек, начальник страны, открывает ХХ съезд, вот он машет шляпой рядом с Юрием Гагариным и объясняет скульптору Эрнсту Неизвестному, каким должно быть искусство. Последняя фотография книги — Никита Хрущев. Уже один Леонида Боргольцева, где члены Политбюро отвернулись от свергнутого начальника. Кончилось хрущевское время.

Генсеки-батюшки маркируют историю страны. Актеры «Современника» и режиссер «Таганки», открытие московского «Детского мира», футбол и кинофестиваль, туфли на шпильках, физики и лирики, Александр Солженицын и Борис Пастернак — даже стиль фотографий 1960-х отличается от тяжеловесных фотографий сталинских 1950-х, словно их разделяет не десятилетие, а эпоха. Впрочем, в русском ХХ веке так и было. 

Россия. ХХ век в фотографиях. 1941–1964. М.: Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский дом фотографии», 2014.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+