18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Судьбы советской мебели

В Музее архитектуры на фоне выставки «Советский дизайн» прошло обсуждение потенциала мебели советской эпохи как предмета коллекционирования

Кристина Краснянская, куратор выставки «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму 1920-е — 1960-е»
Кристина Краснянская, куратор выставки «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму 1920-е — 1960-е»

Интерьеры, обставленные отреставрированной и бережно сохраняемой мебелью в стиле модерн, ампир или ар-деко, стали в России делом привычным и успешно демонстрируют вкус и возможности коллекционеров. А вот мебель, созданная в СССР в период 1917–1970 годов, в этом формате встречается крайне редко. Смогут ли произведения советских дизайнеров вызвать такой же интерес, как мебель признанных «больших стилей», — об этом говорили участники дискуссии «Наследие советской эпохи: архитектура и дизайн. Опыты реставрации и коллекционирования», которая состоялась в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева (МУАР). Хедлайнером мероприятия стала Кристина Краснянская, арт-директор международной арт-галереи «Эритаж» и куратор выставки «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму 1920-е — 1960-е», которая проходит в МУАР и наглядно иллюстрирует дискуссию.

Одна из основных проблем, возникающих на пути потенциальных коллекционеров советской мебели, — то, что достойных вещей мало и их трудно найти. Причем если сияющий шпоном карельской березы «советский (сталинский) ампир» имел больше шансов уцелеть, то лаконичная мебель конструктивизма и 1960-х годов просто не воспринималась владельцами как нечто, заслуживающее бережного обращения. Надо сказать, что население СССР вообще относилось к мебели без сентиментальности. В то время начало массового жилищного строительства повлекло за собой перестройку мебельной промышленности, изменение политики в сфере дизайна. Эпоха, когда для «генеральского» дома разово изготавливали сотню комплектов мебели, уходила в прошлое — теперь были важны массовость, экономичность, большие тиражи; в работе над дизайном мебели активно принимали участие экспериментальный цех Строгановского училища, кафедры мебели Строгановского и Мухинского училищ, прибалтийские проектные бюро.

Как сегодня относятся к советской мебели музеи? Они еще не пришли к окончательному решению по поводу ее самостоятельной художественной значимости. Хотя интересные вещи в фондах все-таки есть: в Музей архитектуры попала часть экспонатов из расформированного в 1920-х годах Музея мебели; в 1950-х туда же поступили произведения из фонда Управления строительства Дворца Советов (мебель, текстиль, фурнитура), когда стало понятно, что проект не будет осуществлен; приходили вещи из фонда «Русский авангард»; частично сюда же были переданы предметы из гостиницы «Москва» (другая часть — в Государственную Третьяковскую галерею). Собирает коллекцию мебели и Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), но основная часть его собрания — до начала 1960-х годов.

По словам сокуратора выставки в МУАР Ольги Струговой, сегодня мебель советской эпохи если и участвует в выставках, то, как правило, ностальгического характера, посвященных «образу времени», та же ситуация в мемориальных музеях-квартирах. Интерес именно к авторским произведениям дизайнеров мебели пока остается в тени, хотя такой поворот сюжета мог бы привлечь внимание частных коллекционеров (все-таки психологически легче собирать то, что официально считается произведением искусства).

И где, кстати, искать частным коллекционерам мебель советской эпохи? Например, на торгах Sotheby’s, как рассказала заместитель генерального директора «Sotheby’s Россия и СНГ» Ирина Степанова, такие предметы не появлялись, в отличие от мебели других стилей. Надо отметить, что в период 2006–2014 годов торги Sotheby’s, посвященные дизайну ХХ века, собрали около $440 млн, 5% выручки дали русские покупатели. В то же время на Российском антикварном салоне нет-нет да и появятся единичные вещи, а этой весной там можно было купить набор мебели, изготовленный для Кировского завода в 1937 году ($285 тыс.)

«Стили уходят из моды в „шлейф забвения“, а потом выходят из него» — так оценила сегодняшнее отношение к дизайну 1960-х годов профессор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова Мария Майстровская. Участники дискуссии смотрят на перспективы востребованности советской мебели со сдержанным оптимизмом и отмечают важность действий энтузиастов. Директор ВМДПНИ Елена Титова привела в этой связи пример «Мира искусства», возродившего в начале ХХ века в России интерес к культуре и быту русской усадьбы. Безусловно, мебель советской эпохи нуждается в популяризации, и галерея «Эритаж» подумывает о выпуске реплик предметов, показанных на выставке в МУАР, лимитированными сериями. В частности, обсуждается возможность выпуска до девяти комплектов реплик уникального гарнитура Игоря Крестовского «Хлеба коммунизма» и больший тираж для мебели 1960-х годов.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+