В Манеже вручили премию The Art Newspaper Russia

Лауреат премии в номинации «Личный вклад» Виктор Вексельберг
Лауреат премии в номинации «Личный вклад» Виктор Вексельберг

Вчера, 2 апреля, в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялось вручение III Ежегодной премии The Art Newspaper Russia. Премия традиционно присуждается по пяти номинациям, совпадающим с основными рубриками нашей газеты: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад». Началась церемония с приветственного слова основателя премии и Культурного фонда IN ARTIBUS, владельца международной сети The Art Newspaper Инны Баженовой. «Мне кажется сегодня важно показать как много у нас прекрасных музеев и выдающихся выставок, талантливых архитекторов и интересных книг, щедрых и любящих искусство людей. И этим доказать, что художественная жизнь в России вполне соответствует мировому уровню», — отметила она.

Церемония вручения премии была представлена как театрализованное шоу, каждый номер которого был посвящен лауреатам. Постановку уже традиционно осуществили Алексей Агранович и Кирилл Преображенский.

Первая номинация — «Книга года». В ней победила совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem. Приз получали издатели Александр Иванов и Михаил Котомин. На фоне мультиэкранного видео, основанного на дизайне книжных обложек, студенты Школы-студии МХАТ зачитывали цитаты из книги Эндрю Берардини «Поклонник вашего таланта: искусство и этикет», вышедшей в рамках программы-лауреата.

Следующая номинация — «Выставка года». В ней победил проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке в Манеже «Золотой век русского авангарда». Приз вышли получать сама Саския Боддеке, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» Ольга Шишко и начальник отдела экранной культуры Музейно-выставочного объединения «Манеж» Елена Румянцева. Саския Боддеке сказала, что для нее было очень интересно работать над этим проектом, а победа очень важна для укрепления связей между странами, ибо, «когда у дипломатии нет слов, слова находятся у искусства». Перед вручением гости посмотрели мини-спектакль, в котором актер Вениамин Смехов в роли Питера Гринуэя зачитывает свой манифест о русском авангарде. Параллельно на других экранах транслировались фрагменты проекта-лауреата.

Победителем в номинации «Музей года» стал Государственный Эрмитаж, отметивший в 2014 году свое 250-летие и принявший Европейскую биеннале современного искусства Manifesta 10. Получать приз вышел заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. «Спасибо, это награда для всех сотрудников Эрмитажа», — сказал он. Вручение сопровождалось хореографическим номером (постановка Анны Абалихиной), в котором танцоры взаимодействуют с видеомэппингом, представляющим трансформацию произведений из коллекции Эрмитажа в современные работы, участвовавшие в Manifesta 10.

В номинации «Личный вклад» в этом году отмечен меценат Виктор Вексельберг. Сопровождающий номер был посвящен роли личности в истории. На экране виолончелист Борис Андрианов исполнял произведение для нескольких виолончелей в интерьерах Музея Фаберже, основанного Виктором Вексельбергом. Сольную партию музыкант исполнил вживую на сцене. «Я думал, что он [приз] будет более тяжелым. И очень рад, что в такое непростое время у нас появился музей, который приоткрыл некоторые страницы истории. Наша страна — это целый мир, наполненный прекрасными произведениями искусства», — сказал Виктор Вексельберг.

Последняя номинация — «Реставрация года». В ней победили работы по восстановлению фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе в Суздале, выполненные Межобластным научно-реставрационным управлением Министерства культуры РФ. Приз получали генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова и руководитель реставрационной группы ОАО «Владимирреставрация» Людмила Балыгина. «Существует такое изречение, что фрески — это одежда храма. Когда она ветшает, ее нужно менять. Не думаю, что древние изографы думали, что их работы будут жить в веках. Но есть такая профессия — побеждать время», — отметила Светлана Мельникова. Для этой номинации Тина Георгиевская исполнила песню «Кумушки» из кинофильма Андрея Тарковского «Ностальгия». На сцену и экран проецировалась хроника разрушения храмов в советский период, чередующаяся со съемками фресок в Суздале, а также видеозапись, где актеры Константин Хабенский, Евгений Миронов и Алексей Панин рассуждают о красоте.

Церемонию посетили комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, куратор Ярослава Бубнова, актриса Вера Глаголева, главный редактор журнала Interview Алена Долецкая, директор русского Sotheby’s Михаил Каменский, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, телеведущий Андрей Малахов, основатель арт-ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина, поэт Лев Рубинштейн, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств Андрей Толстой, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, коллекционеры Алексей Ананьев, Виктор Бондаренко, Екатерина Макдугалл, Игорь Цуканов, галеристы Мадина и Мариана Гоговы, Емельян Захаров, Владимир Фролов и многие другие.

Партнером премии The Art Newspaper Russia выступил М2М Прайвет Банк. Церемония прошла при поддержке дома Ruinart. После церемонии лауреаты премии и гости вечера отправились в отель Four Seasons на торжественный ужин.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+