18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия года: лучшие книги, выставки, музеи и меценаты. Шорт-лист

№31
Материал из газеты

2 апреля в московском Манеже состоится третья торжественная церемония вручения Ежегодной премии The Art Newspaper Russia

Резонанс, профессионализм, международный контекст. Как мы выбираем

Премия The Art Newspaper Russia — единственная в России, которая объединяет разные художественные дисциплины и области. Ее миссия — выразить признание героям художественного мира, отметив их достижения за год, и сплотить этот мир. Номинации премии соответствуют основным рубрикам нашей газеты: это Выставка года, Музей года, Книга года, Реставрация года и Личный вклад (тут мы отмечаем людей, внесших личный финансовый вклад в развитие искусства и художественного рынка).

У нас нет номинации Художник года. Конечно, художник — главная фигура в мире искусства, но художников поддерживают другие премии: Премия Кандинского, «Инновация», Премия Курехина. В целом искусство — огромная сложная система, в которую включено много людей (отчасти они и помогают художникам быть художниками). Часто это коллективный труд — команды музеев, реставраторов, авторов и издательств, — мы команды и награждаем. Мы уверены, что имена этих людей достойны, чтобы сделаться громкими и известными.

Для нас принципиально, чтобы событие или институция, которых мы награждаем, имели публичный резонанс. Нас интересуют события, доступные широкой публике: музейные выставки, большие выездные проекты или биеннале, книги, прочитанные тысячами людей. Однако для нас важно и признание в профессиональной среде, ведь бывают книги, прочитанные миллионами, или выставки с многочасовыми очередями, которые не считаются интересными среди профессионалов. Хорошо, если события получили международный отклик, и особенно нас интересует то, что интегрирует Россию в международный контекст. Поэтому никаких ограничений по национальности лауреатов или месту, где состоялся проект, у нас нет.

У нас нет и приглашенного жюри, ведь мы в курсе главных событий в мире искусства и посвящаем им десять номеров нашей газеты каждый год. Решение мы принимаем коллегиально после долгих обсуждений, иногда обращаемся к экспертам за советом или консультируемся со своими иностранными коллегами.

Лауреаты получают призы в виде двух стрелок-башен, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Кремля, изготовленные скульптором Сергеем Шеховцовым, — они символизируют международный статус сети The Art Newspaper, владельцем которой ныне является издатель российской версии газеты Инна Баженова.

Церемония вручения премии проходила уже дважды, в апреле 2013 и 2014 года в московском Манеже.


Музей года

Государственный Эрмитаж
250-летие — хороший повод дать премию музею, который и так всегда остается самым большим и важным из российских. Ко всем достоинствам Государственного Эрмитажа, от старых коллекций до новых отреставрированных помещений, в прошлом году добавилось еще одно: в более чем непростых, не зависевших от музея обстоятельствах Эрмитаж рискнул на несколько месяцев принять у себя Европейскую биеннале современного искусства Manifesta, показав пример другим российским музеям. И окончательно открыл новое пространство в реконструированном Главном штабе, переведя туда коллекцию импрессионистов.

Музей Фаберже
Открылся в прошлом году в Шуваловском дворце в Петербурге. Пожалуй, самый эффектный частный российский музей. Учрежден и создан благотворительным фондом Виктора Вексельберга «Связь времен». В музее представлено крупнейшее собрание произведений фирмы Карла Фаберже, а также живописи и предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX — начала ХХ века. В центре собрания — легендарная коллекция императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже, купленная в 2004 году Виктором Вексельбергом. История, связанная с этими изделиями, делает музей не только музеем прикладного искусства, но и музеем императорской семьи. Для музея был тщательно, в соответствии со всеми научными стандартами, отреставрирован один из красивейших дворцов Петербурга. Экспозиция — а показывать «груды злата» умно и интеллигентно совсем не просто, — построена на европейском уровне, от витрин и освещения до системы посещения посетителями, которые могут выбирать между экскурсиями или индивидуальным аудиогидом.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»
В новые помещения площадью почти 30 тыс. м2, скрытые в зеленых холмах рядом с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем, переведена самая крупная в Подмосковье коллекция русского искусства XVIII–ХХ веков. Архитектор Валерий Лукомский и его бюро «Сити-Арх» разработали проект в стиле хай-тек, но с учетом тенденций «зеленой архитектуры». «Новый Иерусалим» — крупнейший проект, осуществленный совместно на федеральные и областные средства. Здесь также разместятся хранилище для коллекций государственных музеев Московской области, областной реставрационный центр, научная библиотека и музейный архив. В музее активно используются современные технологии. Важное новшество — огромный по музейным меркам (260 м2) магазин с книгами и сувенирами. Постоянная экспозиция музея состоит из двух частей: археологической (посвящена истории и культуре Подмосковья от Средневековья до современности) и художественной галереи. В будущем монастырь и музей должны образовать туристический кластер «Русская Палестина».


Реставрация года

Фрески Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Суздаля
Летом 2014 года в Спасо-Преображенском соборе Суздаля завершилась одна из самых масштабных реставраций памятников древнерусского искусства: впервые в полном объеме для публики открыли фрески Гурия Никитина, наиболее прославленного иконописца XVII века. Роспись Спасо-Преображенского собора в Суздале считается последней работой мастера, которую он завершил в 1689 году, незадолго до смерти. Современная реставрация началась в 1968 году, проходила в несколько этапов и неоднократно прерывалась из-за недостаточного финансирования. В 1971–1973 и 1983–1985 годах, когда была проделана большая часть работ, реставрацией руководил известный владимирский художник-реставратор Александр Некрасов. Последний этап восстановления фресок проходил под руководством главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Владимира Сарабьянова. Работы продолжались два года и обошлись в 16 млн руб.

Здание Центросоюза на Мясницкой в Москве. Архитектор Ле Корбюзье
Крупное общественное здание, изначально спроектированное для Наркомата легкой промышленности, теперь находится в собственности Федеральной службы государственной статистики, выделившей средства на его реставрацию. Это единственное в России наследие основателя конструктивизма Ле Корбюзье. Первый этаж здания не должен был быть застроен, чтобы яснее ощущалось мастерство инженерного расчета, позволившего сосредоточить всю нагрузку в нескольких узловых точках конструкции, однако уже при строительстве замысел архитектора был искажен. Главным архитектором проекта реставрации была Лариса Савинкина, работы велись ООО «Специальная научно-реставрационная производственная мастерская».


Книга года

Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem
Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem, безусловно, самое важное (по своей активности и массовости) культуртрегерское начинание последних лет в области популяризации художественной теории и истории культуры. Нынешняя издательская программа — это не только два десятка полноценных монографий, сборников искусствоведческих статей и эссе, социокультурных исследований и биографических документов в диапазоне от Беньямина до Сонтаг, но еще и отдельная серия брошюр Minima (историко-культурные документы — от манифестов и худлита до очерков в духе ЖЗЛ), а также отдельные, вне серийно изданные философские и культурнотеоретические труды. Лишь за последнее время только мы в TANR рецензировали или обозревали такие плоды этого сотрудничества, как Поэтика пространства Гастона Башляра; Сознание, прикованное к плоти Сьюзен Сонтаг; Фотография и ее предназначения Джона Бёрджера. Среди хитов книжной программы сразу несколько книг Ролана Барта, а также Жиль Делёз, Борис Гройс, Джон Сибрук, Джонатан Литтелл и Дэвид Брукс со своим неустаревающим, несмотря ни на что, шедевром Бобо в раю: откуда берется новая элита.

Николай Васильев, Елена Овсянникова. «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки. Путеводитель». Под редакцией Олега Панина. Издательство ABCdesign
Авторов у этого прекрасно изданного (дизайнерски внятного) альбома удобного формата гораздо больше. Николай Васильев и Елена Овсянникова — авторы не только текстов, но и общей концепции книги, в которую писали также Татьяна Воронцова, Андрей Туканов, Михаил Туканов и Олег Панин. Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки — путеводитель по столице, состоящий из 12 маршрутов, где внутри каждого зашито примерно десять зданий, показанных буквально со всех сторон (в оформлении сборника активное участие принял Музей архитектуры, предоставивший научные материалы и графику). Жанровая специфика книги объясняет все ее плюсы и минусы: ну, скажем, общедоступность изложения. На которую, впрочем, можно взглянуть как на безусловное достоинство. Нынешнее издание, как принято писать, исправленное и дополненное, обобщает в одном итоговом томе три раздельных бедекера, вышедших несколькими годами ранее.

«Энциклопедия русского авангарда» в трех томах (четырех книгах). Под редакцией Василия Ракитина и Андрея Сарабьянова. Издательство Global Expert and Service Team
К монументальному начинанию Василия Ракитина и Андрея Сарабьянова, состоящему из четырех внушительных книг (последний, третий, том вышел в двух частях), можно относиться по-разному. В рецензиях на Энциклопедию русского авангарда почти всегда есть слово «фундаментальный», но и всяческая критика по мелочам. Никто, однако, не в состоянии пока повторить этот титанический труд. В три тома вошли 1224 статьи, написанные 233 специалистами, ведущими в своих областях, здесь более 4000 изображений, представленных 88 зарубежными и российскими музеями. И да, ничего подобного у нас в России не было: XXI век давно наступил, а итоги предыдущего, пожалуй главного, периода отечественного искусства так и не обобщены. Авторский коллектив под руководством Ракитина и Сарабьянова классифицировал и описал самую передовую его часть. Теперь можно выдохнуть и начать дожидаться взвешенной общей истории русского искусства ХХ века.


Выставка года

Основной проект Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 на площадке Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург
Большая выставка, большие имена, известный куратор из Европы (Каспар Кёниг) — такое у нас случается примерно раз в два года, когда проводятся московские биеннале. Петербургу же в этом смысле нечем было похвастать более 20 лет. Зато прошлым летом благодаря Manifesta город стал международной столицей современного искусства.

«Золотой век русского авангарда». Проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке. Манеж, Москва
С помощью инновационных технологий авторы — режиссеры Питер Гринуэй и Саския Боддеке «оживили» более тысячи шедевров искусства первых десятилетий ХХ века. Лиля Брик, Василий Кандинский, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Владимир Татлин в исполнении молодых российских актеров разыгрывали истории эпохи рождения и гибели русского авангарда. Чем больше диагональ, тем выше посещаемость — выставка подтвердила справедливость этого тезиса. Впервые такой большой проект был заказан специально для России крупным западным авторам и профинансирован Министерством культуры РФ и Департаментом культуры города Москвы.

«Post-pop. East meets West» («Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада»). Галерея Saatchi, Лондон
Проект инициирован фондом русского коллекционера и лондонского резидента Игоря Цуканова Zhukanov Family Foundation. Выставка прошла на площадке лондонской галереи Saatchi и соединила художников стран — мировых лидеров коммунизма или капитализма: США и Великобритании, Советского Союза и Китая. Куратором с российской стороны был Андрей Ерофеев, который сформулировал концепцию выставки как «второй ответ на господствующую визуальную образность, поколение постпоп, которое относится к принципам поп-арта примерно как поп-арт относился к визуальному мейнстриму, — идеологическая или рекламная образность, по-разному призывная, своего рода эсперанто мирового сообщества».

Выставочный цикл «Большие надежды». Манеж, Москва
«Большие надежды — новый выставочный цикл Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» при поддержке галереи «Триумф». Проект создан как прогрессивная платформа для визуальных экспериментов и медиаинноваций молодых российских художников, которые обрели собственный голос и узнаваемый почерк и находятся в активном поиске средств выражения, готовы пробовать новые способы общения с публикой, осваивать экспериментальные пространства, рисковать и исследовать пограничные территории визуального искусства и мультимедиа. Длительность каждой выставки — около месяца, в течение которого художник в собственной манере работает с выставочным пространством и показывает новые премьерные проекты. Это этап в биографии художника, который фиксирует переход многообещающего молодого автора в статус серьезного профессионала и открывает ему новые перспективы в личном поиске и идентификации себя в художественной системе. И конечно, Большие надежды — это возможность открыть персональную выставку для огромной аудитории в одном из главных выставочных залов Москвы и при этом сохранить за собой свободу эксперимента. В 2014 году в рамках цикла Большие надежды прошли выставки Антонины Баевер и Дмитрия Венкова, Софьи Гавриловой, Романа Мокрова, Евгения Гранильщикова, Дины Караман.


Личный вклад

Алексей Ананьев
Владелец крупнейшей в России коллекции соцреализма, основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства» (Москва). В 2014 году на аукционе Sotheby’s приобрел за £1,762 млн ($2,953 млн) картину Георгия Нисского Над снегами (1964) из коллекции Международной конфедерации союзов художников, установив исторический рекорд для советской живописи. В начале года ИРРИ при поддержке Sotheby’s провел в Лондоне выставку Советский спорт, объединившую работы из собрания Алексея Ананьева, РОСИЗО, Государственной Третьяковской галереи, которая затем была показана и в Москве. Весь год ИРРИ проводил активную выставочную политику.

Виктор Вексельберг
Основатель Культурно-исторического фонда «Связь времен», попечитель Еврейского музея и центра толерантности (Москва), самый известный в России коллекционер произведений ювелирного искусства фирмы Фаберже, создатель частного Музея Фаберже (Санкт-Петербург), который открыт для публики с мая 2014 года. За создание музея уже отмечен премией «Меценат года. Год культуры — 2014». Значительная часть коллекции Виктора Вексельберга будет по-прежнему участвовать в передвижных выставках по стране и за рубежом.

Андрей Филатов
Коллекционер советского искусства, основатель фонда Art Russe (ранее Арт-фонд семьи Филатовых). В 2014 году совместно с РОСИЗО организовал международные гастроли в Венеции и Лондоне выставки советского классика Виктора Попкова из собрания фонда, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других институций. Один из важных спонсоров Государственной Третьяковской галереи. Поддержал реставрацию и реконструкцию Музея шахмат (Москва). Стал инициатором создания в Лувре постоянной экспозиции русского искусства. В 2014 году заявил о желании создать в Лондоне музей соцреализма.

Дмитрий Ханкин
Совладелец галереи «Триумф», которая в ушедшем году была представлена на международных ярмарках современного искусства Viennafair The New Contemporary (Вена) и Art Stage (Сингапур) и поставила рекорд по количеству выставок на разных площадках в России. Помимо выставок непосредственно в галерее, «Триумф» поддержала выставку Александра Виноградова и Владимира Дубосарского Москва: ускользающая реальность в Музее Москвы, серию персональных выставок молодых художников Большие надежды в Центральном выставочном зале «Манеж», выставку финалистов конкурса искусства и дизайна Jameel Prize 3 в Московском государственном выставочном зале «Новый Манеж» и др. Имя Дмитрия Ханкина было на слуху и в связи с отменой совместного с Музейно-выставочным объединением «Манеж» проекта — выставки Бэнкси в Москве.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+