18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рыболовлев против Бувье?

№32
Материал из газеты

В Монако в феврале был арестован швейцарский предприниматель Ив Бувье, его обвиняют в махинациях с ценами на произведения искусства. Позже арт-дилер был отпущен на свободу, но его активы в Сингапуре, где он проживает постоянно, в марте были арестованы

Ив Бувье был задержан на 72 часа 25 февраля в Монако, куда он приехал для заключения сделки по продаже картины. Швейцарцу предъявили обвинения в махинациях с ценами на произведения искусства. Потерпевшая сторона в деле — российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, который приобретал у Бувье работы Пабло Пикассо, Поля Гогена, Эдгара Дега и Леонардо да Винчи. Позднее Бувье был отпущен на свободу, но в марте суд Сингапура, где предприниматель в последнее время живет постоянно, постановил заморозить активы швейцарского бизнесмена, включая принадлежащие ему доли в компаниях, стоимостью от $500 млн. Кроме того, суд потребовал сдать на хранение картину Марка Ротко, которую Бувье собирался продать Рыболовлеву.

Ив Бувье — владелец женевской компании Natural Le Coultre, специализирующейся на услугах транспортировки и хранения произведений искусства. Ему принадлежат фрипорты в Женеве, Цюрихе, Сингапуре — и совсем свеженький, с помпой открытый прошлой осенью, в Люксембурге. Другая компания Бувье, Art Culture Studio, занималась организацией первых пяти Международных салонов изящных искусств в Москве, с 2004 по 2008 год.

Справка

Прецедент

К тюремному сроку за мошенничество при перепродаже картин приговорен немецкий арт-дилер Хельге Ахенбах. Он получил около €18 млн, продавая «по завышенным ценам» картины Пабло Пикассо, Оскара Кокошки и Герхарда Рихтера, а также винтажные автомобили Бертольду Альбрехту, ныне покойному владельцу сети супермаркетов Aldi. Хельге Ахенбах был постоянным арт-консультантом бизнесмена, в обязанности которого (вполне традиционно) входил не только поиск работ, но и договоренности с галереями-продавцами о возможно низких ценах. За работу он получал (также традиционно) комиссионные — иногда 3%, иногда 5%. Однако в ходе расследования выяснилось, что дилер объявлял покупателю более высокие цены, чем просили продавцы, и даже подделывал для этого счета из галерей — и клал разницу в карман.  Татьяна Маркина

Еще…

В интервью швейцарской газете Le Temps арт-дилер рассказал, что блестящее собрание Дмитрия Рыболовлева появилось благодаря его участию. Бувье предположил, что обвинения были сфабрикованы, чтобы запугать его и заставить отказаться от денег за картину Ротко. В ответ на обвинения в том, что Бувье продал Рыболовлеву картину Модильяни Обнаженная на голубой подушке за $118 млн, хотя ее владелец получил лишь $93,5 млн, швейцарец заявил: «Мы никогда не обговаривали мою комиссию. Он хотел картину и был готов выложить за нее определенную сумму, вот и все».

Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев (состояние $8,5 млрд) обладает внушительным собранием импрессионистов и постимпрессионистов, оцениваемым приблизительно в $1 млрд. Весной 2014 года женевский суд присудил половину его состояния, $4,5 млрд, экс-супруге Елене. Именно в ходе бракоразводного процесса стал известен масштаб коллекции Рыболовлева.

Денис Белькевич
Специалист по экономике искусства и менеджменту коллекций

История юридического противостояния олигарха Дмитрия Рыболовлева и инвестора Ива Бувье ежедневно обрастает новыми фактами и к моменту выхода материала наверняка получит развитие. Мы же поговорим о другом: чьи интересы могут стоять за конфликтом и какие последствия для мирового арт-рынка возымеет данная претензия?

Немного из истории вопроса. Сэнди Хеллер, советник американского коллекционера Стивена Коэна, в приватной беседе рассказал российскому коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву о «таинственном покупателе», который приобрел у Коэна работу Амедео Модильяни за $93,5 млн (опустим этическую сторону действий советника, нарушившего конфиденциальность клиента). «Таинственным покупателем» оказался сам россиянин, потративший на совершение сделки $118 млн. Посредником, осуществлявшим сделку со стороны Рыболовлева, оказался Ив Бувье, по совместительству владелец крупнейшей в мире сети фрипортов.

На последней конференции Deloitte Art & Finance, прошедшей в начале марта в Нью-Йорке, каждый второй докладчик упоминал имя Бувье всуе. Оно и понятно: Deloitte является партнером фрипортов по многим вопросам. Во время перерыва на ланч (самое интересное на подобных мероприятиях происходит именно там) было высказано интересное кулуарное мнение: руками отдельно взятого русского умело развязана война между коллекционерами и продавцами искусства.

В претензии к действиям Бувье фигурирует следующее: продажа по завышенной цене и подделка сертификатов соответствия на работы. Начнем с цены. На рынке известно правило: произведение искусства стоит столько, сколько за него готов заплатить покупатель. Тот, кто не готов платить избыточную наценку на аукционах, обращается к арт-дилерам — коллекционер, для которого важнее залоговая и социальная составляющие покупки, будет до седьмого пота бороться на публичных торгах. Открытие ведущими домами отделов частных продаж — взаимовыгодный шаг навстречу коллекционерам. Ив Бувье не монополист на рынке предложений, следовательно, ультимативно диктовать цену не мог: за сколько договорились, столько и получил. Вопрос к консультантам нового владельца: они куда смотрели?

Продавцы искусства всегда будут недолюбливать коллекционеров (за наличие у тех денег) и никогда не признают очевидного: коллекционер — самая значимая фигура на рынке. Те, в свою очередь, не перестанут подозревать продавцов искусства в «элегантном мошенничестве». В семейных отношениях, очень напоминающих подобную структуру, давно существует брачный контракт. Теперь такой договор хотят раз и навсегда составить коллекционеры.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+