Критик Стасов хвалил его за реализм, Репин — за колорит

Михай Мункачи (1844–1900). В оранжерее. Около 1885. Собрание Имре Пакха
Михай Мункачи (1844–1900). В оранжерее. Около 1885. Собрание Имре Пакха

Михай Мункачи (1844–1900) широкому зрителю в России практически не известен, хотя его работы есть в отечественных собраниях. Впрочем, художники XIX — начала ХХ века, если они не вписывались в новейшие течения времени, а оставались в рамках своих национальных школ, редко привлекают внимание и в Европе. Это относится в полной мере и к Мункачи, который считается основателем венгерской школы. Художественное образование он получил в венской Академии художеств, затем в Мюнхене и Дюссельдорфе. После приехал в Париж, где испытал влияние живописи Жан-Франсуа Милле, Камиля Коро и импрессионистов. Последние повлияли на его технику, но не на его приверженность реализму. Тем не менее известность к Мункачи тоже пришла в Париже, где на Парижском салоне в 1870 году его картина Камера смертника получила золотую медаль. На московской выставке, как рассказала ее куратор Анна Познанская, творчество Мункачи решили показать хронологически, что дает возможность проследить его эволюцию от ранних остросоциальных сюжетов до полотен на жанровые и исторические темы. Кроме того, в экспозицию включены и современники Мункачи, как европейские (любимый художником дюссельдорфец Людвиг Кнаус, Милле, Коро), так и русские — последним отведен отдельный зал. Дело в том, что эстетически и тематически живопись Мункачи была близка целому ряду русских художников. Ведущий критик Владимир Стасов высоко оценивал реалистические работы венгерского мастера, а Илья Репин, работы которого тоже включены в экспозицию, отзывался о нем как о великолепном колористе.

В русском зале представлена и работа ученика Мункачи Павла Сведомского В мастерской масок (1894), а также впервые выставлена недавно отреставрированная картина Владимира Маковского В ресторане (1897–1914) из ГМИИ им.А.С.Пушкина. Все остальные произведения в этом разделе — из Третьяковской галереи. Работы самого Мункачи (более 20-ти) приехали из Национальной галереи Венгрии, инициировавшей этот проект, и одной из крупных частных коллекций венгерской живописи XIX века — собрания Имре Пакха.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+