Выставка в Орсе показывает не только недавние поступления, но и само разнообразие способов приобретения работ

№31, март 2015
№31
Материал из газеты

Директор гордится пополнением коллекции на 4 тысячи новых произведений за последние шесть лет

Эдвард Берн-Джонс. Поклонение волхков. 1904
Эдвард Берн-Джонс. Поклонение волхков. 1904

Я никогда не забываю, что первая обязанность музея состоит в том, чтобы приобретать работы», — говорит президент Музея Орсе Ги Кожеваль, в ноябре открывший экспозицию музейных приобретений, сделанных большей частью после того, как он взял бразды правления в свои руки в 2008 году.

На выставке Семь лет размышлений представлено свыше 180 работ, что составляет лишь малую долю от 4 тыс. произведений, поступивших в коллекцию музея за этот период.

Музей не получает никакой государственной поддержки для закупок. Вместо этого его бюджет приобретений усилен 16%-ным налогом на входные билеты в самом Орсе и родственном ему Музее Оранжери. Это приносит примерно €3 млн в год. Выставка открывалась работами Мориса Дени и Пьера Боннара, которые были приобретены в 2011 году в составе коллекции из 141 предмета. Кожеваль выбрал для экспозиции Тройной портрет Ивонны Леролл кисти Дени (1897), приобретенный в 2010 году с помощью филантропа Джорджа Хэваса. Картина Круг Королевской улицы Джеймса Тиссо, написанная в 1868 году, была куплена на доходы от продажи билетов на выставку Клода Моне, прошедшую в парижском Гран-пале в 2010–2011 годах. В 2009 году Пьер Берже, партнер покойного французского модельера Ива Сен-Лорана, пожертвовал музею гобелен Эдварда Берн-Джонса Поклонение волхвов (1904). Произведения, заполнившие десять залов, были сгруппированы на основании способов их приобретения: пожертвования, полученные вместо уплаты налога, и подарки, являющиеся «национальными сокровищами», позволившие их дарителям предъявить права на льготы при уплате личного подоходного налога; пожертвования, сделанные с помощью института узуфрукта (когда работу уступают музею после смерти дарителя); и произведения, приобретенные музеем самостоятельно, в том числе на публичных торгах с «правом преимущественной покупки» (французские государственные музеи имеют право приобрести вещь на аукционе уже после того, как опустится молоток аукциониста).

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+