18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ставка на фарфор

25 марта в Лондоне состоятся тематические торги аукционного дома MacDougall’s, посвященные русскому фарфору.

Всего 158 лотов, коллекция (имя владельца не раскрывается) фарфоровых фигурок частных русских заводов XIX века. Сообщается, что собрание формировалось на протяжении 15 лет и включает такие знаменитые серии статуэток, как «Волшебный фонарь», «Народы России», а также изделия Гарднера, Попова, Терехова и Киселева и других малых заводов.

Мода на изделия из фарфора пришла в Россию из Европы во второй половине XVIII века, когда следом за Императорским фарфоровым заводом стали появляться и частные мануфактуры. Начинали, как обычно, с копирования западных образцов, прежде всего мейсенского фарфора, но со временем появились и свои сюжеты, и иная, русская стилистика. В XIX веке такая продукция была обязательной частью всех промышленных выставок и необходимой деталью почти любого интерьера.

Фарфоровые статуэтки, причем именно частных русских заводов позапрошлого века, — традиционнейшая для русского коллекционирования тема. Фигурки, например, завода Гарднера собирали и многие современные российские коллекционеры — от Мстислава Ростроповича с Галиной Вишневской до банкира Александра Смоленского. Их продолжают собирать и сейчас: любому коллекционеру живописи трудно устоять перед обаянием фигурок, мотивы которых могли быть почерпнуты из жанровой живописи своего времени. О том же говорят и высокие цены, до £30–40 тыс., которых достигали самые редкие из подобных скульптурок на лондонских торгах Christie’s и Sotheby’s в последние сезоны.

Каталог предстоящего аукциона MacDougall’s привлекает разнообразием выставленного на продажу собрания и демократичными эстимейтами, все лоты оценены в диапазоне от £800 до £20 тыс., причем недорогих работ заметно больше. Так, выполненные на манер Мейсена галантные сцены с дамами и кавалерами, датированные первой половиной XIX века, выставлены с эстимейтами от £1–1,5 тыс. до £6–8 тыс. Забавные гарднеровские лоточники, дворники и половые 1820–1830-х годов обойдутся на аукционе, если не будет сильной конкуренции, в среднем в £2–5 тыс. Такие уличные сюжеты приходят в фарфоровое производство после Отечественной войны 1812 года, когда на фоне патриотических настроений наблюдается всплеск интереса к быту простого народа, уличным сценкам и изображениям крестьян за работой. Завод Гарднера первым в 1818 году начинает выпуск фигурок по мотивам гравюр Капитона Зеленцова для популярного ежемесячного журнала «Волшебный фонарь». Эта серия имела большой успех, и позже тему подхватили другие мануфактуры — в каталоге аукциона есть подобные фигурки середины — второй половины XIX века заводов Попова (лот 82, статуэтка из бисквита «Сидящая крестьянка с ребенком», 1870-е, эстимейт £1,2–1,5 тыс.), Иконникова (лот 85, «Крестьянин за работой», эстимейт £2–3 тыс.), братьев Корниловых (лот 89, «Два крестьянина», 1860–1880-е, эстимейт £3–5 тыс.) и даже Императорского фарфорового завода (лот 71, «Продавец обуви», эпоха Николая I, эстимейт £4–6 тыс.).

В каталоге также представлена другая, не менее известная серия — «Народы России». Источником для нее послужили цветные литографии из одноименного этнографического очерка, опубликованного в 1862 году французским путешественником и этнографом Ф.-Х.Паули. Фигурки выпускались на протяжении всего XIX века многими частными заводами, в том числе мануфактурами Попова и Кузнецова. Тут и донской казак (лот 127, завод Попова, эстимейт £1,2–1,6 тыс.), и охотник, одетый в звериные шкуры (лот 105, мануфактура Гарднера, эстимейт £2,5–3,5 тыс.), и горец в национальной одежде (лот 135, частная мануфактура, эстимейт £1–1,5 тыс.).

Дороже всего оценен диковинный письменный прибор из фарфора в форме избушки, из двери которой выглядывает крестьянка. Этот «кунштюк» мануфактуры Попова выставлен на торги с оценкой £20–30 тыс. (лот 74, на фото).

Листая каталог, можно встретить самые разные изделия и сюжеты. Вот, например, фарфоровая фигурка императора Николая I (лот 146, мануфактура Сипягина, эстимейт £2–3 тыс.), а на соседних страницах — «Обезьяна на лошади» (лот 143, завод Миклашевского, оценка £8–12 тыс.) или фигурка Леонардо да Винчи (лот 140, завод Попова, оценка £6–8 тыс.). А также литературные герои, модники и модницы, пастушки, одалиски и полуодетые барышни. Все, что душе угодно.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+