18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Война заслонила живопись

Выставка заняла два больших зала на верхнем этаже лондонской галереи Saatchi, на ней представлено почти три десятка произведений — живопись и скульптура — советских художников из собрания фонда Art Russe и серия агитационных британских плакатов эпохи Второй мировой войны. Если не обращать внимание на латинские буквы, эти плакаты не отличить от советских того же периода. О картинах того не скажешь — английский куратор проекта Энгус Хелдейн согласен с тем, что стилистических параллелей в советской и британской послевоенной живописи не замечено. Зато эмоциональных — достаточно. Почувствовать и понять мироощущение прошедших войну художников считает главной целью выставки основатель фонда Андрей Филатов. Все представленные мастера пережили войну: одни — на фронте, другие — в концлагерях, третьи — в тылу под бомбежками, — и это повод перевести оценку картин из эстетической плоскости в этическую. Потому что стилевого единства на выставке нет вовсе (тут и типичнейший соцреализм Александра Лактионова 1951 года, и мистический «суровый стиль» Игоря Обросова 1989–1990 годов, и экспрессионизм белорусского художника Мая Данцига 1969 года). Качественного единства — тоже: «Письмо с фронта» Александра Лактионова и «Опять двойка» Федора Решетникова  — это авторские довольно размашистые варианты знаменитых полотен, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. В отношении поздней живописи Гелия Коржева критерий технического качества отступает перед безумной тяжестью неизжитой вины, которой пропитаны работы: в 16 лет молодой художник рвался на фронт, его увезли в эвакуацию чуть ли не силой. Огромные полотна Мая Данцига просто пугают, в особенности «Партизанская баллада», где римская история о старце Кимоне, которого, спасая от голодной смерти, кормит грудью дочь, превращена в страшнейшее полотно с женщиной, кормящей грудью истощенного партизана, костлявые ступни которого занимают весь первый план картины, а задумчивая черная лошадь на втором плане напоминает, что от смерти не уйти.

Сакральность восприятия войны — это, по мнению специалиста Третьяковской галереи по русскому искусству второй половины XX века Натальи Александровой, российского куратора проекта, важное качество живописи советских художников эпохи 1960-х. «В устах этих художников, военных мальчиков, тема приобретает особое значение. Память о войне, в данном случае культурная, — это то, что может подчеркнуть общность народов, советского и британского. Важность послевоенной эпохи недостаточно оценена, — считает она, — потому что не смерть Сталина запустила оттепель и определила пути развития нашей страны на ближайшие полвека (смерть тирана не может стать причиной возрождения), а переживание войны».

Выставка в лондонской галерее Saatchi — первая зарубежная выставка о Великой Отечественной войне в нынешнем, юбилейном году, и задает нужный тон следующим проектам.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+