18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Большой Эрмитаж приходит в Москву

Государственный Эрмитаж расширяет границы своей империи. К филиалам музея, открытым в европейских туристических центрах (Венеция, Амстердам) и провинциальных городах России (Казань, Выборг), уже через три-четыре года может добавиться, пожалуй, самое важное и, вероятно, даже самое принципиальное отделение главного русского музея. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил TANR, что «идея проекта „Эрмитаж — Москва“ появилась из-за того, что в Москве уже существует динамичная система музеев, занимающихся современным искусством, но не хватает музейной институции со своей позицией, своим взглядом на актуальные художественные процессы как на часть истории искусств…»

«Мы неплохо работаем со всеми музеями Москвы, однако нынешний проект предполагает иной уровень сотрудничества. Это будет не просто выставочный центр, там будут проходить не только выставки, но и лекции, акции, пресс-конференции Эрмитажа. С ним в Москве возникает самодостаточная эрмитажная ниша. Мне думается, что мы вполне можем работать вместе, создавая новое качество музейной жизни, именно сейчас для Москвы максимально уместное», — добавил он.

О том, что санкт-петербургское ОАО «Группа ЛСР», возглавляемое экс-сенатором Андреем Молчановым и специализирующееся на девелопменте и производстве стройматериалов, а конкретно его подразделение «ЛСР-Строй», будет застраивать территорию автомобилестроительного Завода им. И.А.Лихачева (ЗИЛ), стало известно еще два года назад. Пространство завода ужимается до 50 га (производственные мощности переносят в регионы и за границы Большой Москвы), освободившиеся площади отдаются под различные девелоперские и культурные проекты, важнейшим из которых, на 80 га, должно стать столичное отделение Большого Эрмитажа. Его проектированием и строительством, оснащением и подготовкой к открытию занимается тоже Группа ЛРС. В выпущенном ею заявлении говорится, что, «согласно общим принципам организации центров-спутников Эрмитажа, „Группа ЛСР“ обеспечивает функционирование инфраструктуры и логистику деятельности центра, а Государственный Эрмитаж отвечает за содержание („контент“) и предоставляет право на использование своего имени…»

Некоторые наблюдатели полагают, что идея сотрудничества Группы ЛСР с Эрмитажем, предварительно оцениваемая в 4 млрд руб., могла принадлежать Сергею Скатерщикову, входящему в ее директорат и известному своими интересами и инициативами в области арт-бизнеса: так, помимо членства в комитете по инвестициям и стратегическому развитию группы (а также в совете директоров ОАО «ОМЗ»), он является управляющим директором Skate’s Art Market Research.

Теперь, после подписания Эрмитажем и Группой ЛСР протокола о намерениях, согласно которому канадским архитектором Хани Рашидом создается музейный центр площадью 10 тыс. м2, важно отметить, что за содержательную часть проекта, наполнение «контентом», будет отвечать отдел современного искусства «Эрмитаж 20/21», возглавляемый Дмитрием Озерковым.

Как можно догадаться, переговоры двух сторон велись в течение последних лет, и подписание итоговых документов всего лишь совпало по времени с двумя событиями, которые не могут не повлиять на ситуацию: это преждевременная кончина заместителя директора Эрмитажа Владимира Матвеева  и отставка главы московского департамента культуры Сергея Капкова.

Заместитель Пиотровского по развитию и выставочной деятельности, Матвеев последние 20 лет отвечал за все филиалы Эрмитажа, как в России, так и за рубежом, которые были его любимым детищем. Кроме того, техническая сторона всех выставок и больших проектов музея тоже была в сфере компетенции Матвеева. Кто займет внезапно освободившуюся должность, пока неизвестно, но в любом случае отсутствие прежнего руководителя скажется на создании новых филиалов музея. Что касается случившейся отставки Сергея Капкова, важно то, что одним из направлений его деятельности была поддержка районных дворцов культуры и превращение их в современные культурные центры, в их число входил и Дворец культуры ЗИЛ. Новое, вполне самостоятельное «место силы» в ареале давным-давно сложившихся в Москве культурно-бюрократических отношений — вот чего ждут от этого масштабного проекта.

Тем более что в официальных сообщениях обеих сторон подчеркивается: основную роль в образуемом московском филиале станет играть отдел современного искусства Эрмитажа. «Всякий хороший проект требует развития. В рамках проекта „Эрмитаж 20/21“ за семь лет мы провели 30 выставок в Зимнем дворце и Главном штабе, показали Дмитрия Александровича Пригова на Венецианской биеннале, организовали и осуществили Manifesta. Пришло время создать центр в Москве, где самая активная в стране жизнь в области современного искусства и где труднее всего показать что-то особенное. Именно поэтому мы и решили туда направиться», — заявил Дмитрий Озерков нашей газете.

По словам других собеседников корреспондента TANR, энергично развивающийся отдел во главе с Дмитрием Озерковым в состоянии предложить гораздо больше проектов в области современного актуального искусства, чем способен принять Эрмитаж и пространство в Главном штабе. Все такие проекты, которые по стилистическим или же по техническим соображениям невозможно осуществить в Петербурге, и составят планы филиала Эрмитажа в Москве. Обещано, что построят его в 2018 году. Еще пару лет планируется потратить на доведение музейного центра «Эрмитаж — Москва» до рабочего состояния.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+