Бывший московский антиквар Александр Хочинский задержан в США по требованию властей Польши

Александр Хочинский. Фото: The New York Time
Александр Хочинский.
Фото: The New York Time

Польша требует экстрадиции Александра Хочинского, обвиняя его в незаконном владении польским имуществом — картиной художника Антуана Пэна «Девочка со щеглом», по мнению властей этой страны, некогда находившейся в коллекции музея в Познани.

Александр Хочинский, российский гражданин, проживающий на территории США, задержан по требованию польских властей, настаивающих на его экстрадиции. Польша обвиняет его в незаконном владении имуществом, подлежащим реституции, так как небольшое полотно художника XVIII века Антуана Пэна «Девочка со щеглом» (или «Девочка с голубем») до Второй мировой войны хранилось в музее в Познани, а потом пропало. Александру Хочинскому картина досталась по наследству от родителей и находилась в его семье более 60 лет; никаких свидетельств о том, как и когда она попала в семью, не сохранилось. Хотя подозрение в том, что полотно реституционное, у антиквара было — и он сам, как это ни смешно, сообщил об этом Польше.

Александр Хочинский — из самых первых московских антикваров, активно работавших в 1990–2000 годах; его салон «Богема» был широко известен. В 2009–2010 годах он заинтересовался историей полотна «Девочка со щеглом», выяснил, что оно предположительно происходит с территории Польши, и даже написал открытое письмо тогдашнему министру культуры Александру Авдееву, призывающее его обратить внимание на то, что Польша требует реституции картин (действительно, такое обращение по поводу полотен, вывезенных из Гданьска и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, было), но в то же время отказывается от выплат по имуществу, реквизированному сначала в нацистский, а потом в советский период. А на такое имущество сам Хочинский мог бы претендовать: его мама родилась в польском Перемышле и владела там домом.

Антиквар сам сообщил об имеющейся у него картине представителям польского музея. Из Галереи европейского искусства в Познани в Москву приехал куратор Петр Михаловский, который, располагая довоенной черно-белой фотографией работы, сделал заключение о том, что «Девочка с щеглом» — это именно та, пропавшая из польского музея во время Второй мировой войны, картина. Несмотря на то, что на одном полотне есть подпись, на другом ее вроде бы не было, немного разнятся размеры, инвентарные номера музея отсутствуют (картина дублирована) и так далее. Польская сторона потребовала передачи произведения, отклонив любые варианты компенсации. А когда Александр Хочинский не ответил, начала его преследование и отправила в США (он к этому времени уже проживал в Нью-Йорке) требование о его аресте и экстрадиции.

Как рассказал TANR друг антиквара, арт-дилер и коллекционер Андрей Ружников, Александр Хочинский был арестован прямо у себя дома и отправлен в тюрьму. «Польская сторона основывает свои обвинения на крайне ненадежных доводах, — считает Андрей Ружников. — Полноценного исследования принадлежащего Хочинскому полотна никто не производил. Действия польских властей в данной ситуации идут вразрез со всеми принципами международного права, скорее напоминая методы гестапо и НКВД. Помимо прочего, требования Польши по самой своей сути абсурдны: как частное лицо Хочинский, по закону Российской Федерации, не вправе передать запрашиваемую картину за границу в обход российского Министерства культуры, вопрос о реституции может быть решен только на государственном уровне. Российскими же властями решения о передаче картины принято не было, этот вопрос никогда даже не поднимался».

Александр Хочинский был взят под стражу 26 февраля и находился в тюрьме. Вчера его выпустили с более чем жесткими условиями: ни он, ни его семья не могут покидать Нью-Йорк, залогом стало право собственности на квартиру.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+