18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Десятки тысяч долларов за советскую живопись уже привычны, а классики тянут на сотни тысяч

За годы существования советской художественной системы в СССР создавалось огромное количество живописных работ, отвечавших идеологическим установкам того времени. Госзаказ на создание произведений искусства для нужд советских организаций, закупки в фонды музеев и союзов художников — все это давало советским авторам, вписанным в систему, определенные гарантии продаж их работ в соответствии с установленными расценками. В начале 1990-х годов, когда централизованные госзакупки прекратились, на российском рынке произведений соцреализма был товар, но не было покупателей. Отсутствие средств у основной части населения, общая психологическая усталость от всего, что связано с советской идеологией, привели к тому, что покупателями произведений соцреализма стали по преимуществу иностранцы, работавшие в России, туристы или профессиональные арт-дилеры. В частности, в то время значительные приобретения сделал американец Реймонд Джонсон, впоследствии основавший в Миннеаполисе Музей русского искусства и сегодня с успехом выставляющий свои давние приобретения на международные торги.

По воспоминаниям Леонида Шишкина, в 1992 году, когда средняя зарплата в России составляла около $30, художникам при закупке картин платили $10–15 (московские цены и цены на работы известных мастеров были выше). Стоимость этих же картин в европейских галереях составляла тысячи долларов. В течение 1990-х годов большинство отечественных покупателей продолжали отдавать предпочтение классическому русскому искусству. Принципиально ситуация стала меняться только в 2000-х, когда ушли в прошлое последствия кризиса 1998 года, финансовые возможности покупателей восстановились и даже увеличились, проза советской жизни постепенно забывалась и образ СССР подернулся романтической дымкой. Одновременно окрепло понимание того, что соцреализм — это не просто диковинная резервация от искусства, в которой советский народ под руководством мудрых вождей совершает трудовые подвиги на пути к светлому будущему.

Руководитель галереи и аукционного дома «Совком» Юрий Тюхтин (галерея открыта в 2002 году, аукционы стали проводиться с 2004 года) говорит, что работы таких авторов, как Пименов, Дейнека, Герасимов, Самохвалов, ценились всегда; к тому же, после всплеска интереса к хрестоматийному соцреализму у покупателей сформировался стабильный спрос на реалистическую живопись высокого качества.

На 2004–2008 годы пришелся расцвет русского рынка соцреализма, которые в те годы были представлены не только в галереях и на стендах участников антикварных салонов в Центральном доме художника, но и на аукционах, которые проводили галерея Леонида Шишкина, «Совком», «Русская галерея искусств», «Арт-Союз».

Директор Российского антикварного салона Наталья Корень рассказывает, что в 2004 году после консультаций с руководителями галерей «Ковчег» и «Форма», с Леонидом Шишкиным, Юрием Тюхтиным и Ильдаром Галеевым была создана ярмарка «Полвека советского искусства», в которой ежегодно принимало участие около 40 галерей, специализирующихся на работе с произведениями соцреализма. Ценовая ситуация 1990-х годов, когда искусство соцреализма за рубежом стоило дороже, чем в России, развернулась на 180 градусов. Ценник в десятки тысяч долларов за работу автора советской реалистической живописи стал рядовым явлением, а стоимость работ классиков достигала сотен тысяч долларов. Приобретение произведений Дмитрия Налбандяна, Бориса Иогансона, Аркадий Пластова, Александра Лактионова, чьи работы можно было увидеть в учебнике «Родная речь», стало рассматриваться как удачная инвестиция. Полотна, вывезенные на Запад лет 10–15 назад, все чаще предлагались русским клиентам. Сформировались и стали известны новые крупные коллекции произведений советских художников, такие как собрания Алексея Ананьева и Андрея Филатова. В 2008 году знаменитая коллекция реалистического искусства владельца сети магазинов «Арбат-Престиж» Виктора Некрасова исчезла из публичного поля зрения по обстоятельствам, не связанным с функционированием арт-рынка. Ее судьба до сих пор неизвестна.

По оценке Петра Козорезенко, руководителя галереи «Арт-Коминтерн», кризис 2008 года серьезно изменил этот сегмент российского антикварного рынка: с рынка ушли покупатели, готовые платить значительные суммы за средние по качеству работы. Значительная часть лучших работ именитых мастеров осела в новых коллекциях, хозяева которых не спешат с ними расставаться.

Повальное увлечение искусством соцреализма и перегретый рынок середины 2000-хостались в прошлом. На сегодняшнем рынке (несмотря на появление китайских покупателей, которых работы советских классиков интересуют не только в силу идеологической близости, но и как произведения наставников популярных китайских художников) ситуация предсказуема: люди готовы платить серьезные цены за высококачественные вещи и первые имена. ?

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Математику цвета и формы покажут в московской галерее Fine Art на персональной выставке Юрия Уляшева «Трэш-авангард»
18.04.2024
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+