18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Десятки тысяч долларов за советскую живопись уже привычны, а классики тянут на сотни тысяч

COURTESY ИРРИ
COURTESY ИРРИ

За годы существования советской художественной системы в СССР создавалось огромное количество живописных работ, отвечавших идеологическим установкам того времени. Госзаказ на создание произведений искусства для нужд советских организаций, закупки в фонды музеев и союзов художников — все это давало советским авторам, вписанным в систему, определенные гарантии продаж их работ в соответствии с установленными расценками. В начале 1990-х годов, когда централизованные госзакупки прекратились, на российском рынке произведений соцреализма был товар, но не было покупателей. Отсутствие средств у основной части населения, общая психологическая усталость от всего, что связано с советской идеологией, привели к тому, что покупателями произведений соцреализма стали по преимуществу иностранцы, работавшие в России, туристы или профессиональные арт-дилеры. В частности, в то время значительные приобретения сделал американец Реймонд Джонсон, впоследствии основавший в Миннеаполисе Музей русского искусства и сегодня с успехом выставляющий свои давние приобретения на международные торги.

По воспоминаниям Леонида Шишкина, в 1992 году, когда средняя зарплата в России составляла около $30, художникам при закупке картин платили $10–15 (московские цены и цены на работы известных мастеров были выше). Стоимость этих же картин в европейских галереях составляла тысячи долларов. В течение 1990-х годов большинство отечественных покупателей продолжали отдавать предпочтение классическому русскому искусству. Принципиально ситуация стала меняться только в 2000-х, когда ушли в прошлое последствия кризиса 1998 года, финансовые возможности покупателей восстановились и даже увеличились, проза советской жизни постепенно забывалась и образ СССР подернулся романтической дымкой. Одновременно окрепло понимание того, что соцреализм — это не просто диковинная резервация от искусства, в которой советский народ под руководством мудрых вождей совершает трудовые подвиги на пути к светлому будущему.

Руководитель галереи и аукционного дома «Совком» Юрий Тюхтин (галерея открыта в 2002 году, аукционы стали проводиться с 2004 года) говорит, что работы таких авторов, как Пименов, Дейнека, Герасимов, Самохвалов, ценились всегда; к тому же, после всплеска интереса к хрестоматийному соцреализму у покупателей сформировался стабильный спрос на реалистическую живопись высокого качества.

На 2004–2008 годы пришелся расцвет русского рынка соцреализма, которые в те годы были представлены не только в галереях и на стендах участников антикварных салонов в Центральном доме художника, но и на аукционах, которые проводили галерея Леонида Шишкина, «Совком», «Русская галерея искусств», «Арт-Союз».

Директор Российского антикварного салона Наталья Корень рассказывает, что в 2004 году после консультаций с руководителями галерей «Ковчег» и «Форма», с Леонидом Шишкиным, Юрием Тюхтиным и Ильдаром Галеевым была создана ярмарка «Полвека советского искусства», в которой ежегодно принимало участие около 40 галерей, специализирующихся на работе с произведениями соцреализма. Ценовая ситуация 1990-х годов, когда искусство соцреализма за рубежом стоило дороже, чем в России, развернулась на 180 градусов. Ценник в десятки тысяч долларов за работу автора советской реалистической живописи стал рядовым явлением, а стоимость работ классиков достигала сотен тысяч долларов. Приобретение произведений Дмитрия Налбандяна, Бориса Иогансона, Аркадий Пластова, Александра Лактионова, чьи работы можно было увидеть в учебнике «Родная речь», стало рассматриваться как удачная инвестиция. Полотна, вывезенные на Запад лет 10–15 назад, все чаще предлагались русским клиентам. Сформировались и стали известны новые крупные коллекции произведений советских художников, такие как собрания Алексея Ананьева и Андрея Филатова. В 2008 году знаменитая коллекция реалистического искусства владельца сети магазинов «Арбат-Престиж» Виктора Некрасова исчезла из публичного поля зрения по обстоятельствам, не связанным с функционированием арт-рынка. Ее судьба до сих пор неизвестна.

По оценке Петра Козорезенко, руководителя галереи «Арт-Коминтерн», кризис 2008 года серьезно изменил этот сегмент российского антикварного рынка: с рынка ушли покупатели, готовые платить значительные суммы за средние по качеству работы. Значительная часть лучших работ именитых мастеров осела в новых коллекциях, хозяева которых не спешат с ними расставаться.

Повальное увлечение искусством соцреализма и перегретый рынок середины 2000-хостались в прошлом. На сегодняшнем рынке (несмотря на появление китайских покупателей, которых работы советских классиков интересуют не только в силу идеологической близости, но и как произведения наставников популярных китайских художников) ситуация предсказуема: люди готовы платить серьезные цены за высококачественные вещи и первые имена. ?

Самое читаемое:
1
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
2
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
3
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
7
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии
22.05.2023
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+