Крупнейшая ретроспектива Павла Федотова в Третьяковской галерее, «Бумажная архитектура» от ее классиков до современности в ГМИИ им. Пушкина, Альберт Уотсон, фотограф всех знаменитостей ХХ века, в Мультимедиа Арт Музее.
На выставке в Государственной Третьяковской галерее к 200-летию Павла Федотова, одного из самых любимых широкой публикой русских художников, представлены не только его хрестоматийные, с детства знакомые каждому работы: «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!». Устроители выставки решили удивить публику, показав и неизвестного Федотова. Экспозиция начинается с раздела, посвященного «московским корням» художника: здесь портреты его близких, акварельные зарисовки Москвы. Впервые выставлен и цикл юмористических рисунков о рождении «гениального живописца» (ирония самого Федотова) из Государственного Русского музея, а также очень редко выставляющаяся графика из богатейшего собрания произведений художника в Третьяковке. Отдельно выделены и портреты, демонстрирующие, что Федотов был не только великолепным жанристом, но и блестящим портретистом.
Бумажная архитектура — особый жанр, который можно отнести как к самой архитектуре, так и к разным жанрам и техникам в изобразительном искусстве. Это, как правило, архитектурные фантазии, по разным причинам оставшиеся на бумаге или вовсе не предназначавшиеся их создателями для реализации. Основателем бумажной архитектуры считается Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), чьи 14 гравюр из двух знаменитых серий — «Первая часть архитектурных и перспективных композиций» и «Фантастические композиции темниц» — занимают центральное место на выставке «Бумажная архитектура. Конец истории» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Выставка построена в форме диалога классиков итальянских архитектурных фантазий и российских архитекторов, работающих в этом жанре. Помимо Пиранези, здесь собраны произведения итальянцев конца XVII — начала XIX века, таких как Джузеппе Галли Бибиена, Джакомо Кваренги, Джузеппе Валериани. Современность представлена нашими ведущими авторами в этом жанре, давно получившими широкое международное признание, среди который Юрий Аввакумов, Михаил Белов, Александр Бродский, Илья Уткин и другие известные имена.
Альберт Уотсон, ретроспектива которого открывается 28 февраля в Мультимедиа Арт Музее в рамках IX Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2015», пожалуй, самый любимый фотограф знаменитостей ХХ века. Ему позировали Мик Джаггер, Альфред Хичкок, Моника Белуччи, Кейт Мосс, Билл Клинтон, Стив Джобс. Выставки Уотсона проходят в ведущих мировых художественных музеях, работы хранятся в их коллекциях, он является обладателем множества самых престижных премий. Но, несмотря на мировую известность, ему удается почти не давать интервью и избегать появления на публике и на светских мероприятиях. Тем более уникально, что неуловимый Уотсон не только приезжает в Москву, чтобы выступить на открытии своей ретроспективы, но и собирается провести мастер-класс в рамках биеннале, что он тоже делает крайне редко.