18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследники требуют у Германии вернуть «cокровище гвельфов»

Начало очередному судебному процессу о реституции еврейского имущества, доставшегося нацистам в 1930-е, положено на этой неделе.

Проживающие в Великобритании и США Алан Филлип и Джеральд Штибель, наследники четырех дилеров-евреев, предъявили иск к правительству Германии и Фонду прусского культурного наследия с требованием вернуть так называемое сокровище гвельфов (Welfenschatz) — коллекцию средневекового декоративно-прикладного искусства, включающую более 40 реликвариев (выполненные из золота, серебра и драгоценных камней, они имеют вид миниатюрных соборов) и оцениваемую в $250–300 млн. Ныне хранящееся и выставляемое в берлинском Музее Боде «сокровище гвельфов» было приобретено наследодателями нынешних истцов у герцога Брауншвейгского в 1929 году (всего 82 предмета), но уже в 1935 году частью продано рейхсмаршалу Герману Герингу за 4,25 млн рейхсмарок.

Основанием для иска является то соображение, что цена сделки 1935 года составляет лишь от 15% до 35% реальной стоимости проданных вещей, притом что условия, общеизвестно, тогда были таковы, что евреям оставалось только согласиться. Однако, если одна из сторон вела себя недобросовестно, фактически силой принуждая другую принять предложенные условия, сделка должна быть сочтена недействительной, заявил адвокат истцов Николас О’Доннел. Немецкие эксперты из «комиссии Лимбаха» (консультативный орган при правительстве Германии, занимающийся вопросами реституции) еще в марте прошлого года высказали свои возражения: что нет никаких прямых свидетельств принуждения к сделке и что уплаченная дилерам сумма является вполне приемлемой, если учитывать состояние антикварного рынка после биржевого краха 1929 года, — но эти доводы, как видим, были отклонены истцами.

В прошлую субботу президент Фонда прусского культурного наследия Герман Парцингер как раз сообщил, что «сокровище гвельфов» внесено в список тех предметов, которые не могут покидать Германию без особого разрешения министра культуры.

По данным artdaily.org и JTA.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+