18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ван Гог возвращается. С новыми спорами вокруг версии о его гибели

№30
Материал из газеты

125 лет со дня смерти художника отмечают в этом году по всему миру

Первая выставка, Ван Гог в Боринаже (до 17 мая), посвящена раннему периоду художника. В конце 1878 года молодой Ван Гог едет миссионером в шахтерский городок Боринаж в Бельгии, где, живя, как и его паства, в крайней нищете, предпринимает свои первые шаги в искусстве. Выставка проходит в Музее изящных искусств в бельгийском Монсе, объявленном в этом году в паре с чешским Пльзенем культурной столицей Европы. Рисунки этого периода выставлены рядом с более поздними картинами с похожими сюжетами. Среди самых любопытных — рисунок Жнец 1881 года (под влиянием, скорее всего, Жан-Франсуа Милле), обнаруженный в одной японской коллекции. Он выставлен рядом с аналогичной картиной 1889 года. От периода жизни в Боринаже (1878–1880) сохранилось только шесть рисунков, и все они в экспозиции.

Другим большим событием станет выставка в Музее Мунка в Осло (7 мая — 6 сентября), где объединят работы Ван Гога и Эдварда Мунка, испытавшего сильнейшее влияние голландца, иногда самым непосредственным образом, как в Звездном небе 1922 года. После показа в Осло выставка поедет в Музей Ван Гога в Амстердаме (25 сентября — 17 января 2016 года). В Осло показ включит Желтый дом (1888) Ван Гога из Амстердама, а в Амстердаме будет выставлена версия Крика (1893) из Музея Мунка в Осло. Самым крупным собранием Ван Гога после Амстердама обладает Музей Крёллер-Мюллер на востоке Нидерландов, близ Оттерло. Большая его часть сейчас находится на выставке Ван Гог. Человек и земля в Палаццо Реале в Милане (до 8 марта). Затем она вернется в Оттерло на выставку Ван Гог & Co. Пересечения (25 апреля — 27 сентября), где 50 картин и рисунков голландца покажут рядом с произведениями его современников.

В Брабанте, где вырос Ван Гог, небольшую подборку его работ показывает Музей Северного Брабанта в Хертогенбосе — девять картин, еще несколько ожидают осенью. В этом же музее идет выставка вдохновленных Ван Гогом дизайнеров Дизайн из страны «Едоков картофеля» (до 26 апреля). В Париже шесть работ Ван Гога из амстердамского Фонда П. и Н. де Бур демонстрируются на выставке От Гольциуса до Ван Гога в фонде Custodia (до 8 марта). А в Фонде Ван Гога в Арле покажут его рисунки (11 июня — 20 сентября).

По ту сторону Атланти­ки Институт искусств Стер­линга и Франсин Кларк в Уильямстауне представит выставку Ван Гог и природа (14 июня — 13 сентября) с 40 картинами и 10 рисунками. А Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в свою очередь, покажет Ван Гог. Ирисы и розы (12 мая — 16 августа).

Отмечаемая дата вновь оживила полемику вокруг смерти Ван Гога, скончавшегося 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз от огнестрельной раны. В 2011 году американцами Стивеном Найфе и Грегори Смитом была выдвинута версия, что Ван Гог был застрелен неким Рене Секретаном, 16-летним жителем Овера. Однако никто из специалистов не принял ее. Луи ван Тилборг, научный сотрудник Музея Ван Гога, тоже отрицает ее, настаивая на самоубийстве художника. Но Найфе и Смит вновь вернулись к этой теме в декабре 2014 года, на этот раз в статье в журнале Vanity Fair

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+