18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Одно дело рококо во Франции, и совсем другое — в Южной Германии

№30
Материал из газеты

Первая за 30 лет большая выставка этого стиля в его баварской версии

Стиль рококо с трудом поддается периодизации, что, впрочем, не мешает сразу же его узнать: прихотливый растительный орнамент без единой прямой линии, экзотические фантазийные сюжеты с китайцами, турками и обезьянками, ракушки, принимающие самые причудливые очертания. Рококо, получивший распространение больше в декоративно-прикладном искусстве и в оформлении интерьеров, чем в живописи и архитектуре, появился в Париже в первой половине XVIII века, когда на престол вступил 5-летний Людовик XV (1715–1774) под опекой регента Филиппа Орлеанского. Поэтому рококо называют еще и стилем Регентства. С восшествием юного короля на престол двор перестал соблюдать чопорный этикет, введенный Людовиком XIV в Версале, чтобы предаться утонченным наслаждениям в своих роскошных парижских особняках.

Кокетливо-изящный новый стиль стал проникать и в другие страны. В Германию его привез из Парижа курфюрст Максимилиан II (1662–1726). Вернувшись в 1714 году в Баварию, он отправил своих придворных художников на обучение к главному представителю нового стиля Жермену Боффрану.

Однако в отличие от фран­цузского, «будуарного» рококо, его немецкая версия в Южной Германии нашла свое монументальное воплощение главным образом в церковной архитектуре и ее интерьерах. Между 1700 и 1780 годами в Баварии, Швабии и Франконии как минимум 200 церквей обрели рокайльный облик. Здесь работали целые артели (часто семейные) из декораторов, скульпторов, художников, а иногда и архитекторов. Самые ответственные заказы выполняли обосновавшиеся в Мюнхене братья Азам: Космас Дамиан, работавший как живописец и скульптор, и Эгид Квирин, работавший больше как архитектор. Особенно много семейных артелей образовалось в баварском местечке Вес­собрун. Мастера превратили местные монастыри, паломнические и приходские церкви в пространства, наполненные светом и бело-золотыми небесами, напоминающими взбитые сливки. Выставка в Кунстхалле Мюнхена — первый столь полный показ баварского рококо за последние 30 лет. Он стал возможен из-за недавнего закрытия на реставрацию ряда церквей в Баварии, что позволило получить никогда не покидавшие эти храмы произведения. Причем многие из 160 экспонатов, как, например, раскрашенные скульптуры из дерева и гипса Иоганна Баптиста Штрауба, Игнаца Гюнтера и других мастеров, большие алтарные композиции, настолько хрупки, что вряд ли их когда-нибудь еще куда-то повезут. Так что эта выставка — редкий шанс увидеть баварское рококо в одном месте во всем его великолепии. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+