18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Квадратный корень авангардного искусства

№30
Материал из газеты

Галерея Whitechapel решила проследить весь путь геометрической абстракции

Надежда умирает в сердце черного квадрата. «Эта элементарная форма стала  матрицей, принимающей самые разные формы», — говорит Ивона Блазвик, директор и сокуратор (вместе с Магнусом Петерсоном) выставки Приключения черного квадрата. Кураторы решили проследить весь путь геометрического абстракционизма с его зарождения в России в период Первой мировой войны и вплоть до наших дней.

Включенные в экспозицию работы более чем 100 художников (живопись, скульптура, фотография, графика, дизайн) разведены по четырем секциям: Утопия, Архитектоника, Коммуникация и По­все­днев­ность. Со­от­вет­ственно, и про­изведения Казимира Малевича, Владимира Татлина, Любови Поповой, Пита Мон­дриана и далее, тоже ра­спре­делены по темам. Разумеется, самое почетное место здесь отведено Малевичу, вернее, его картине Черное и белое. Супрематическая композиция 1915 года. Это полотно размером 80 х 80 см из Музея модернизма в Стокгольме, одно из самых революционных в искусстве, оказавшее влияние не на одно поколение художников на всех континентах.
Современный художник Ха­сан Шариф из Объединенных Арабских Эмиратов во время учебы в Лондоне открыл для себя Малевича, Мондриана и художников из Южной Америки, которые, в свою очередь, тоже с 1940-х вдохновлялись классиками. Учителем Шарифа был Там Джилес, британский художник, живший некоторое время в Уругвае. «То есть происходило еще и взаимное опыление в самых разных формах», — объясняет куратор.

Однако жестко очерченные квадраты, пря­мо­уголь­ники и треугольники имели и оборотную сторону, авторитарную. Агитплакат Клином красным бей белых (1920) Эль Ли­сиц­кого призывал к гражданской войне, а над московскими куполами церквей в 1920-е нависла тень одного из самых мощных символов революции — Шуховская радиобашня. На выставке отдельная стена отведена под фотографии этого 160-метрового сооружения. «Получить все эти вещи на выставку было настоящей эпопеей, — признается Блазвик. — Ведь произведения раннего авангарда очень хрупкие».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+