18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Орловский. Дневник эпохи

В усадьбе Муравьевых-Апостолов открылась выставка графики Александра Орловского из частных собраний

Выставка «Александр Орловский. Дневник эпохи» — третья совместная работа дома-музея Матвея Муравьева-Апостола и коллекционера Сергея Подстаницкого, выступившего куратором этого проекта. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких выставлялось здесь в 2013 году во время открытия музея, а осенью прошлого года Подстаницкий был куратором выставки «Русское художественное общество в Италии 1820–1850-х годов».

В залах особняка на Старой Басманной разместилось около 70 работ Александра Орловского (1777–1832) из нескольких частных коллекций, в том числе из собраний Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева, Юрия Вейцмана, Андрея Кусакина, Елены Малинко, Елизаветы Романовой, Сергея и Татьяны Подстаницких, Давида Якобашвили. В каталоге работ 87: туда включили и произведениях из двух зарубежных собраний (из Мюнхена и Монако), которые физически не присутствуют в Москве.

Крупные выставки посвящались Орловскому трижды: в 1938 году в Русском музее, в 1958 году в Третьяковской галерее и в 2002 году снова в Русском музее; со времени последней выставки прошло 13 лет — достаточный срок, чтобы для значительной части публики имя художника стало открытием. На выставке представлены характерные для этого мастера зарисовки народных типов и батальные сцены. Здесь есть эротическая сцена с энергичным амуром, который целится в полураздетых любовников (это и автопортрет самого Орловского и пример части его творчества, о которой знали, но которую не демонстрировали), а также бюргер и его кот (в качестве бонуса прогуливающийся по задней обложке каталога выставки), ямщики и шаржи на архитектора Кваренги, деловитая торговля сеном и свиньями, французские эмигранты, якобинцы, и хрестоматийные в прямом смысле слова портреты героев Отечественной войны 1812 года.

Работы Александра Осиповича Орловского, одного из самых известных в России первой трети XIX века рисовальщиков и граверов, первого российского литографа, в свое время пользовались буквально всенародной популярностью. Произведения Орловского, гравюры и литографии с его произведений хранились в столичных аристократических собраниях и в провинциальных усадьбах, их перерисовывали в альбомы и вышивали бисером. Орловский родился в польской семье, но, несмотря на участие в польском восстании 1794 года, попал на службу к великому князю Константину Павловичу. Воинственных эпизодов в жизни художника больше не было — однако Императорская академия художеств присвоила ему звание академика батальной живописи. Тиражи его литографий были огромны, и ему даже были дарованы особые привилегии, ставшие одним из первых примеров защиты авторских прав в России. Вероятно, лучше и точнее всех сказал о самом Орловском и о его творчестве барон Николай Врангель в статье в журнале «Старые годы» за 1908 год: «Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. <…> Его рисунки — целый дневник эпохи романтической и увлекательной».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+