От импрессионизма до сюрреализма: результаты аукционов в Лондоне

Итоги недели торгов импрессионизма и искусства ХХ века в Лондоне впечатляют: на Sotheby’s всего за час продано пять картин Клода Моне на общую сумму £55,7 млн, а на Christie’s столь же молниеносно распродали шесть работ Жоана Миро, выручив за них £32,7 млн.

Клод Моне. «Большой канал». 1908. Sotheby’s, вечерние торги «Импрессионизм и искусство ХХ века», 3 февраля, Лондон. £23,6 млн
Клод Моне. «Большой канал». 1908. Sotheby’s, вечерние торги «Импрессионизм и искусство ХХ века», 3 февраля, Лондон. £23,6 млн

Два вечерних аукциона 3 февраля в Лондоне, «Импрессионисты и искусство XX века» и «Искусство сюрреализма», принесли Sotheby’s в общей сложности £186,44 млн, продано 85% лотов. Это самая большая суммарная выручка, когда-либо полученная на лондонских торгах исскусства. Всего за час было продано пять работ Клода Моне на общую сумму £55,7 млн, в том числе самый дорогой лот аукциона — венецианский пейзаж «Большой канал» из собрания Бернейма-Жюена за £23,6 млн. Эта картина, датированная 1908 годом, в течение восьми лет висела в постоянной экспозиции лондонской Национальной галереи. Еще две работы французского импрессиониста были проданы за 10 с небольшим миллионов фунтов: «Тополя в Живерни» 1887 года из коллекции нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) и голландский пейзаж «Причал», который выставляется на продажу впервые за последнюю четверть века. Не случайно глава отдела «Импрессионисты и искусство XX века» Sotheby’s Хелена Ньюмен в преддверии торгов отмечала, что «спрос на работы Клода Моне в настоящее время достиг беспрецедентной высоты, а география участников торгов за последнее десятилетие расширилась в четыре раза». Это наглядно показал февральский аукцион в Лондоне.

Со значительным превышением верхнего эстимейта в £12 млн ушла «Одалиска в черном кресле» Анри Матисса, для которой позировала княжна Нези-Хамиде Чокат, правнучка последнего турецкого султана. В ходе торгов цена картины взлетела до £15,8 млн. Настоящим событием стало появление на аукционе работы Анри Тулуз-Лотрека «В постели. Поцелуй», проданной за £10,7 млн. Произведения этого художника музейного качества очень редко появляются на рынке, а данная картина вообще была не известна публике последние 40 лет. Новый ценовой рекорд был установлен на графику Жоржа-Пьера Сёра: его этюд для картины «Купание. Аньер», созданной в 1883–1884 годах, ушел с молотка за £7,7 млн. Полотно Василия Кандинского «Moskau II», написанное в 1916 году и до сих пор хранившееся в частной коллекции, было продано за £6,3 млн.

На следующий день, 4 февраля, состоялись дневные торги импрессионизма и искусства ХХ века, суммарная выручка на которых составила £25 млн. Следует отметить, что участников не остановили новые ставки комиссии с покупателей (buyer’s premium), которые вступили в действие как раз с 1 февраля этого года. Теперь покупателям на Sotheby’s придется заплатить дополнительные 25% к «цене молотка» (hammer price) лотов стоимостью до £100 тыс. включительно (было до £50 тыс.), комиссия 20% применяется к суммам от £101 тыс. до £1,8 млн включительно (ранее от £51 тыс. до £1 млн), а к стоимости лотов свыше этой отметки будут добавлены 12%.

Успех серии торгов Sotheby’s на февральской неделе импрессионистов, модернистов и сюрреалистов в Лондоне сами организаторы объясняют не только высоким уровнем представленных произведений искусства, но и необычайно интернациональным составом покупателей. Участниками аукционов стали коллекционеры из 35 государств, особенно заметны были представители Швейцарии, России и азиатских стран.

Жоан Миро. «Картина» («Женщина, луна, птицы»). 1950. Christie’s, аукцион «Искусство сюрреализма», 4 февраля, Лондон. £15,5 млн
Жоан Миро. «Картина» («Женщина, луна, птицы»). 1950. Christie’s, аукцион «Искусство сюрреализма», 4 февраля, Лондон. £15,5 млн

Основные события вечерних торгов Christie’s 4 февраля разворачивались вокруг произведений Поля Сезанна, Жоана Миро, Амедео Модильяни и Рене Магритта. Оба аукционных дома запланировали сразу два аукциона на один вечер — «Искусство импрессионизма и искусство ХХ века» и «Искусство сюрреализма». Суммарная выручка Christie’s 4 февраля в Лондоне составила £147 млн — несколько меньше, чем у Sotheby’s, однако выше самых смелых ожиданий организаторов (£133 млн). Кроме того, впервые итоговая выручка на торгах искусства сюрреализма превысила отметку в $100 млн. С молотка было продано 88% лотов (94% в денежном выражении), в аукционе принимали участие покупатели из 34 стран.

Самой дорогой работой, проданной на Christie’s на этой неделе, стала «Картина» («Женщина, луна, птицы») Жоана Миро, ушедшая вдвое дороже верхнего эстимейта в £7 млн — за £15,5 млн. Всего на торги «Искусство сюрреализма» было выставлено шесть работ художника, графических и живописных, за которые было выручено в сумме £32,7 млн.

Топ-лот торгов, который специалисты аукционного дома оценивали в £7–8 млн, пейзаж Поля Сезанна «Вид на Эстак и замок Иф» из личной коллекции основателя Института искусства Курто, ушел с молотка за £13,5 млн. Редкий двойной портрет 1918 года кисти Амедео Модильяни был продан за £7,5 млн, а датируемая 1914 годом кубистская работа Хуана Гриса «Лампа» поднялась в цене в ходе торгов до £4,5 млн при эстимейте £2,5–3,5 млн. Самой дорогой проданной на аукционе скульптурой стала «Венецианка V» Альберто Джакометти, она была приобретена за £6,8 млн.

На аукционе «Искусство сюрреализма» была распродана подборка из девяти работ Рене Магритта, а одна из его гуашей, «Память о путешествии», даже установила новый рекорд цены для графики этого художника: она обошлась покупателю в £2,6 млн. Самой дорогой работой Магритта на этих торгах стала картина «Когда пробьет час», ушедшая с молотка за £4,3 млн.

Неделю аукционов импрессионизма и искусства ХХ века в Лондоне завершили дневные торги Christie’s 5 февраля (суммарная выручка — £13,3 млн) и распродажа «Импрессионизм/современное искусство и керамика Пикассо», состоявшаяся 6 февраля на более «бюджетной» площадке Christie’s в лондонском Южном Кенсингтоне (она принесла £2,4 млн). Всего аукционный дом заработал на импрессионистах, модернистах и сюрреалистах за прошлую неделю внушительные £170,6 млн.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+