Винчестерский собор надеется вернуть пропавшие страницы из Библии стоимостью £1 млн

№30, январь-февраль 2015
№30
Материал из газеты

За последние полтора столетия уникальная рукопись XII века не раз страдала от воров

Винчестерский собор планирует разыскать восемь пропавших иллюстрированных страниц из самой крупной английский Библии, сохранившейся с XII века. Предположительно они были украдены в последние 150 лет, так что, весьма вероятно, находятся сейчас в какой-нибудь частной коллекции.

Винчестерская Библия была выполнена в 1160 году по заказу епископа собора. Кристофер де Амель, специалист по средневековым манускриптам, называет ее «лучшей в Англии иллюминированной рукописью за пределами Британской библиотеки». Реликвия всегда хранилась в Винчестере, при этом ни разу не использовалась на службах, потому что так и не была завершена. В недавнем исследовании, опубликованном как раз к посвященной Винчестерской Библии выставке в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Роланд Райем, вице-декан собора, раскрывает подробности одной из краж: 16 августа 1927 года вор написал странное послание библиотекарю собора Фрэнсису Мэджу, в котором признался, что украл страницу с инициалом «S», когда ему показывали книгу. «Эта „S“ стала первой жемчужиной среди моих сокровищ», — пишет вор. Инициала «S» из пролога к Книге пророка Иоиля действительно не хватает. Кроме того, в архивах библиотеки есть запись 1907 года о том, что служителю собора даже предлагали взятку за «сувенир» из Библии, но, вероятнее всего, подкупить его вору так и не удалось.

Райем надеется найти пропавшие страницы. «Если инициалы были украдены лет 100–150 назад, то есть шанс, что они сохранились, осели в какой-то частной коллекции. Владелец, возможно, и не догадывается об их связи с Винчестерской Библией», — говорит он. Среди восьми недостающих инициалов — буквы «E», «H», «O», «P» и «S», а так­же изображение пророка Ионы во чреве кита и еще одна неизвестная страница. Большинство пропавших иллюстраций, все с текстом на обороте, были выполнены одним и тем же мастером: его миниатюры к Книге Бытия отличают экспрессивность, нахмуренные лица персонажей, преобладающие интенсивные оттенки красного и синего цветов в палитре. Джо Бартоломеу, библиотекарь собора, считает, что «иллюстрации украл тот, кому очень понравился этот художник».

Девятый инициал к Видению Авдия тоже был украден, но позже его удалось найти — в имении Следмер в Восточном Йоркшире в 1948 году. Собор выкупил его за £400, и он был снова вплетен в текст. Эксперты утверждают, что официальная цена отдельных инициалов из Винчестерской Библии может доходить до £1 млн.

Двухстраничный фронтиспис книги также отсутствует; возможно, его украли, когда рукопись реставрировали и заново переплетали в 1820 году. Позднее он обнаружился у флорентийского книготорговца, который предложил его за £100 Уильяму Моррису, но тот не смог себе его позволить. В итоге листы были куплены Джоном Пирпонтом Морганом в 1912 году и теперь хранятся в Музее и библиотеке Моргана в Нью-Йорке. Этот фронтиспис участвует в выставке Метрополитен-музея — первом зарубежном турне Винчестерской Библии. 

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+