Винчестерский собор надеется вернуть пропавшие страницы из Библии стоимостью £1 млн

№30, январь-февраль 2015
№30
Материал из газеты

За последние полтора столетия уникальная рукопись XII века не раз страдала от воров

Винчестерский собор планирует разыскать восемь пропавших иллюстрированных страниц из самой крупной английский Библии, сохранившейся с XII века. Предположительно они были украдены в последние 150 лет, так что, весьма вероятно, находятся сейчас в какой-нибудь частной коллекции.

Винчестерская Библия была выполнена в 1160 году по заказу епископа собора. Кристофер де Амель, специалист по средневековым манускриптам, называет ее «лучшей в Англии иллюминированной рукописью за пределами Британской библиотеки». Реликвия всегда хранилась в Винчестере, при этом ни разу не использовалась на службах, потому что так и не была завершена. В недавнем исследовании, опубликованном как раз к посвященной Винчестерской Библии выставке в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Роланд Райем, вице-декан собора, раскрывает подробности одной из краж: 16 августа 1927 года вор написал странное послание библиотекарю собора Фрэнсису Мэджу, в котором признался, что украл страницу с инициалом «S», когда ему показывали книгу. «Эта „S“ стала первой жемчужиной среди моих сокровищ», — пишет вор. Инициала «S» из пролога к Книге пророка Иоиля действительно не хватает. Кроме того, в архивах библиотеки есть запись 1907 года о том, что служителю собора даже предлагали взятку за «сувенир» из Библии, но, вероятнее всего, подкупить его вору так и не удалось.

Райем надеется найти пропавшие страницы. «Если инициалы были украдены лет 100–150 назад, то есть шанс, что они сохранились, осели в какой-то частной коллекции. Владелец, возможно, и не догадывается об их связи с Винчестерской Библией», — говорит он. Среди восьми недостающих инициалов — буквы «E», «H», «O», «P» и «S», а так­же изображение пророка Ионы во чреве кита и еще одна неизвестная страница. Большинство пропавших иллюстраций, все с текстом на обороте, были выполнены одним и тем же мастером: его миниатюры к Книге Бытия отличают экспрессивность, нахмуренные лица персонажей, преобладающие интенсивные оттенки красного и синего цветов в палитре. Джо Бартоломеу, библиотекарь собора, считает, что «иллюстрации украл тот, кому очень понравился этот художник».

Девятый инициал к Видению Авдия тоже был украден, но позже его удалось найти — в имении Следмер в Восточном Йоркшире в 1948 году. Собор выкупил его за £400, и он был снова вплетен в текст. Эксперты утверждают, что официальная цена отдельных инициалов из Винчестерской Библии может доходить до £1 млн.

Двухстраничный фронтиспис книги также отсутствует; возможно, его украли, когда рукопись реставрировали и заново переплетали в 1820 году. Позднее он обнаружился у флорентийского книготорговца, который предложил его за £100 Уильяму Моррису, но тот не смог себе его позволить. В итоге листы были куплены Джоном Пирпонтом Морганом в 1912 году и теперь хранятся в Музее и библиотеке Моргана в Нью-Йорке. Этот фронтиспис участвует в выставке Метрополитен-музея — первом зарубежном турне Винчестерской Библии. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+