18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первая ретроспектива Оскара Шлеммера в Германии

№30
Материал из газеты

Из-за споров о наследии художника не было ни одной его крупной выставки

По причине длившегося долгие годы юридического спора о наследии Оскара Шлем­мера (1888–1943) не было ни одной большой ретроспективы художника, имя которого прочно связано с историей Баухауса. Лишь теперь, спустя 70 лет после его смерти, когда истек срок авторских прав на его произведения, в Государственной галерее Штутгарта открылась первая за 40 лет в Германии масштабная выставка одной из самых заметных фигур в немецком авангарде.
Геометрически стилизованные под влиянием кубизма изображения человеческих фигур у Шлеммера одновременно напоминающие манекены, как у итальянских художников-метафизиков Джорджо Де Кирико и Карло Карра, узнаются сразу. На выставке около 250 картин, скульптур, рисунков и костюмов по его эскизам, а также неопубликованные архивные материалы. Почти половина экспонатов — из собрания штутгарт­ской Государственной галереи, которой принадлежит самая большая коллекция работ Шлеммера.

Из самых знаковых произведений в экспозиции — Лестница в Баухаусе (1932) из МоМА в Нью-Йорке. Шлеммер написал ее незадолго до того, как нацисты закрыли школу, где он преподавал с 1920 года, сначала возглавив мастерскую изделий из металла, затем скульптуры.

В те же годы к Шлеммеру пришла известность, его работы стали покупать музеи. А в 1930-е, преследуемый нацистами, художник  уже не мог участвовать в выставках, а его работы были включены в выставку Дегенеративное ис­кус­ство, устроенную вла­стями в 1937 году.

В 2000 году, когда Лестница в Бау­хаусе экспонировалась в На­циональной галерее в Берлине, наследники художника наконец получила решение суда о ее задержании в стране. Но это известие, увы, опоздало: картина была уже на пути обратно в Нью-Йорк.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+