18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая ретроспектива Оскара Шлеммера в Германии

№30
Материал из газеты

Из-за споров о наследии художника не было ни одной его крупной выставки

По причине длившегося долгие годы юридического спора о наследии Оскара Шлем­мера (1888–1943) не было ни одной большой ретроспективы художника, имя которого прочно связано с историей Баухауса. Лишь теперь, спустя 70 лет после его смерти, когда истек срок авторских прав на его произведения, в Государственной галерее Штутгарта открылась первая за 40 лет в Германии масштабная выставка одной из самых заметных фигур в немецком авангарде.
Геометрически стилизованные под влиянием кубизма изображения человеческих фигур у Шлеммера одновременно напоминающие манекены, как у итальянских художников-метафизиков Джорджо Де Кирико и Карло Карра, узнаются сразу. На выставке около 250 картин, скульптур, рисунков и костюмов по его эскизам, а также неопубликованные архивные материалы. Почти половина экспонатов — из собрания штутгарт­ской Государственной галереи, которой принадлежит самая большая коллекция работ Шлеммера.

Из самых знаковых произведений в экспозиции — Лестница в Баухаусе (1932) из МоМА в Нью-Йорке. Шлеммер написал ее незадолго до того, как нацисты закрыли школу, где он преподавал с 1920 года, сначала возглавив мастерскую изделий из металла, затем скульптуры.

В те же годы к Шлеммеру пришла известность, его работы стали покупать музеи. А в 1930-е, преследуемый нацистами, художник  уже не мог участвовать в выставках, а его работы были включены в выставку Дегенеративное ис­кус­ство, устроенную вла­стями в 1937 году.

В 2000 году, когда Лестница в Бау­хаусе экспонировалась в На­циональной галерее в Берлине, наследники художника наконец получила решение суда о ее задержании в стране. Но это известие, увы, опоздало: картина была уже на пути обратно в Нью-Йорк.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+