Неизвестные рекорды

В прошлом, 2014 году на арт-рынке было поставлено немало рекордов: продана самая дорогая картина женщины-художника, и самая дорогая картина русского художника, и еще много «самых-самых», о которых писали СМИ, в том числе TANR. Однако нашлись рекорды и факты не менее впечатляющие, но почти совсем неизвестные публике.


Алексей Саврасов. «Бурлаки на Волге». Audap & Mirabaud, Париж. 939 тыс.

Картина появилась в декабре 2014 года на парижском аукционе Audap & Mirabaud с эстимейтом в €70–90 тыс. Полотно велико (126´207 см), композиционно выверенно и тщательно написано, датировано 1870 годом. Алексей Саврасов неоднократно писал виды Волги, в том числе бурлаков, тянущих бечеву («Бурлаки на Волге», 1871, Государственная Третьяковская галерея). Похоже, что на аукцион попало полотно «Волга под Юрьевцем», изображение которого в разных исследованиях о творчестве художника иногда воспроизводится в черно-белом варианте с пометкой «местонахождение неизвестно» или «хранится в частной коллекции во Франции». В источниках также цитируется описание этого полотна, за которое Саврасов в 1871 году был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств: «Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги; облачное небо; Юрьевец на взгорье; куча бурлаков, тянущих на бечеве баржу; невеселая, но характерная картина...» Именно это полотно, видимо, имеют в виду и когда говорят о том, что с фигурами Саврасову иногда помогал Василий Перов. Можно надеяться, что тот, кто поднял цену на картину в десять раз и приобрел ее за почти что миллион евро, понимает все ее значение и покажет полотно российской публике.


Константин Маковский. «Счастливая Аркадия». Stockholms Auktionsverk, Стокгольм. 916 тыс.

Кто такой Константин Маковский и как его любят русские коллекционеры, в стокгольмском аукционном доме знают прекрасно, ведь здесь работает консультантом Иван Самарин, признанный знаток русской классической живописи. Поэтому с эстимейтом не ошиблись, он уже был внушительным — €650–780 тыс. Но итог все равно превзошел ожидания. Огромное панно «Счастливая Аркадия» с 1930-х годов находилось в одном шведском поместье и дважды вместе с ним перепродавалось. Предполагается, что оно является либо оригиналом, либо авторским повторением одного из огромных панно, сделанных художником в 1886–1889 годах для особняка Сергея фон Дервиза в Петербурге (вторая «Счастливая Аркадия» появлялась на аукционе в Финляндии в 1989 году, а затем в 2007 году была куплена на Sotheby’s в Нью-Йорке за €2,2 млн). В любом случае качество обеих работ и документально подтвержденная история бытования не позволяют сомневаться в их подлинности. В конце XIX — начале XX века повторить такое большое полотно было возможно только при наличии авторского картона в натуральную величину. До последнего времени картина не воспроизводилась в цвете, так что изготовить столь совершенную копию на основе только черно-белой репродукции в журнале «Нива» не представляется возможным. В итоге молоток ударил на €916 тыс., итоговая стоимость превысит миллион. Всего на торгах предлагалось 38 русских работ, из них продано 23.


Абрам Архипов. «Портрет молодой крестьянки». Uppsala auction House, Швеция. Около 500 тыс.

Полотно с изображением крестьянки в красном сарафане и цветастом платке заметно выделялось среди прочих работ, представленных на аукционе. Когда-то, до кризиса 2008 года, аукцион в шведском городке Уппсала проводил даже специализированные русские торги, по отдельному каталогу. Сейчас русский раздел сильно сократился, но не исчез и фигурирует дважды в год в «Важных торгах». В прошедшем декабре русских лотов было всего 16 — зато все, кроме одного, проданы, и полотно Архипова стало ожидаемым топ-лотом. Согласно представленному экспертами аукционного дома провенансу, картина некогда была приобретена в Лиссабоне у русской эмигрантки Бу Фрёманом (1926–2010), директором шведской фабрики. При эстимейте в €65–87 тыс. полотно продано за €433 тыс. — это цена молотка, так что итоговая стоимость приблизится к полумиллиону евро.


Агитационный настольный прибор "Перековка внучатами Ильича нечистой силы"», 1931. Палех, художник Николай Зиновьев. Shapiro Auctions, Нью-Йорк. $305 тыс.

Агитлаком — лаковой миниатюрой, в которой традиционные темы росписи заменены советской и просветительской тематикой, — интересуются столь крупные коллекционеры (среди которых Петр Авен и Александр Добровинский), что, казалось, на рынке уже не осталось не попавших в их собрания работ. Но нет, они иногда возникают на аукционах. Например, на октябрьских торгах аукциона Shapiro Auctions в Нью-Йорке, появился настольный прибор с лампой и карандашницей на подставке, коробкой для канцелярских предметов, пресс-папье, подносом и колодой "Антирелигиозных" карт с подставкой, расписанными крупнейшим палехским мастером Николаем Зиновьевым. На предметах образованные, умеющие читать пионеры разными способами побеждают дремучую Бабу-Ягу. При эстимейте в $30–40 тыс. набор подорожал в десять раз и продан за $305 тыс.


Илья Репин. «Нордман за книгой». Dorotheum, Прага. 273 тыс.

Этот портрет, написанный около 1900 года, был известен только по любительским фотографиям дома в Пенатах (где он висел до 1930 года) и упоминаниям. Позже портрет попал в частную коллекцию в чешском городе Острава и только спустя десятилетия выплыл на аукционе пражского отделения аукционного дома Dorotheum. Наталья Нордман, писательница (писала под псевдонимом Северова), впервые встретилась с художником в его мастерской, куда ее привела княгиня Мария Северова. Она на полтора десятилетия увлекла Репина, как бы сейчас сказали, харизмой (она была некрасива) и веселостью, доходившей иногда до сумасбродства; усадьбу Пенаты художник купил, чтобы Нордман было где почувствовать себя хозяйкой (они были не венчаны). Небольшой портрет был выставлен на торги с эстимейтом в €110–165 тыс. и продан за €273 тыс. Вообще-то это случилось в 2013 году, но, как сообщил аукционный дом, заплатили за работу и забрали ее только в 2014 году, так что можно вписать эту продажу в рекорды прошлого года. Между прочим, маленькое отделение Dorotheum в Праге все время радует интересными русскими продажами: в 2012 году тут купили пейзаж «Летний день. Охотино» Константина Коровина за €400 тыс., в 2013 году — его же маленькую «Обнаженную» за €350 тыс.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+