18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главные герои торгов в феврале, как всегда, импрессионисты и модернисты

№30
Материал из газеты

Популярность их традиционно очень высока и не обходится без очередных рекордов

Это одни из четырех больших торгов года в этом сегменте. Проходят они в Лондоне на площадках трех аукционных домов. Популярность их неизменно высока, проверена временем и музейными выставками, а ноябрьский аукцион импрессионизма Sotheby’s установил итоговый рекорд в $422,1 млн, став лучшим результатом одних торгов за почти 300-летнюю историю аукционного дома. Те торги возглавляла бронзовая Колесница Альберто Джакометти, проданная за $101 млн.

Главный топ-лот нынешнего аукциона Sotheby’s — роскошная и чувственная Одалиска в черном кресле Анри Матисса, которую сам он назвал «принцессой своих грез». Одалисок и наложниц восточного гарема воспел XIX век, Матисс же продолжил эту тему. Моделью для картины послужила принцесса Нези-Хамиде Чокат, правнучка султана Османской империи. Художник встретил ее в Ницце, куда она приехала с бабушкой после провозглашения в 1923 году Турецкой Республики и упразднения султаната. Сраженный ее красотой, Матисс выпросил у бабушки разрешение писать юную красавицу, как другой просил бы ее руки. Разрешение было получено, но сеансы в мастерской проходили в присутствии дуэньи, хотя художнику было уже за 70. Нези оставалась любимой моделью Матисса почти два года, пока не вышла замуж. В картине, написанной в январе 1942 года, есть все, за что любят художника, — цвет и орнамент, превращающие поверхность холста в пестрый ковер, плавность линий. Одалиска в черном кресле не в первый раз выходит на открытые торги: в июне 2004 года она стала топ-лотом Christie’s, нынешний владелец заплатил за нее £6,6 млн. Сегодняшняя оценка — £9–12 млн.

Торги Christie’s возглавляет Поль Сезанн. Его полотно Вид на Эстак и Виль-д’Иф впервые выходит на рынок, после того как в 1936 году его приобрел Самуэль Курто, фабрикант и меценат, владелец роскошного поместья в стиле ар-деко под Лондоном и один из основателей института истории искусств и художественной галереи. Эстак, живописную рыбацкую деревушку на берегу Марсельского залива, Сезанн облюбовал в середине 1870-х годов, фактически открыв Средиземноморье для художников, которые до этого, следуя за Моне, предпочитали Нормандию. За десять лет, пока Эстак не превратился в модный курорт, что крайне раздражало художника, он написал здесь два десятка пейзажей. Этот, исполненный в 1883–1884 годах, — один из самых импрессионистических, с вибрирующими мазками, легкий и воздушный (£8–12 млн). Также у Christie’sДве девушки Амедео Модильяни (£6–8 млн), редкий для художника двойной портрет (их известно пять, три уже хранятся в музеях), и бронзовая Венецианка V Альберто Джакометти (£6–8 млн). Серия из девяти скульптур, для которых позировала его жена Анетта, очень популярна у коллекционеров (одна есть в собрании Романа Абрамовича). Топ-лоты третьего участника, дома Bonhams — навеянный Сезанном пейзаж Хаима Сутина (£500–700 тыс.) и нежнейшая пастель Огюста Ренуара с обнаженной купальщицей (£800 тыс. — £1,2 млн). 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+