Три самые интересные выставки недели

Коллекция русского стекла на выставке в Историческом музее, возрожденные после реставрации шедевры Эрмитажа, забытые имена первопроходцев-экспериментаторов 1920-х в области звука на «Винзаводе»

Бокал с крышкой с вензелем «AS» Россия, Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод
Бокал с крышкой с вензелем «AS» Россия, Санкт-Петербург, Императорский стеклянный завод

Более 200 образцов русского стекла конца XVIII — начала ХХ века выставил Государственный исторический музей. Они вошли в музейную коллекцию недавно — были приобретены Министерством культуры РФ для музея — и представляют все стили богатейшей истории русского стекла: от «шинуазри» XVIII века, «второго рококо», «живописи цветов и фруктов» до модерна рубежа XIX–XX веков. Отдельно собраны экспонаты в «русском вкусе», предметы, украшенные эмалями в «крестьянском стиле» с пословицами и поговорками. Однако большая часть предметов — это изделия знаменитого Императорского стеклянного завода, среди которых такие уникальные образцы, как кубок из стекла «золотой рубин» рубежа XVIII — XIX веков с росписью или кружка с портретом императора Александра I (памятный сувенир времен Отечественной войны 1812 года). Частные русские стекольные заводы не отставали от императорского. В экспозиции — произведения, созданные на заводах Мальцовых — Дятьковском и Гусевском, среди которых, в частности, ваза с Малым государственным гербом Российской империи, солонка-трон и братина. Они экспонировались на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго, где их автор, художница Елизавета Бём, получила медаль «за высокую художественность возрождения древнего византийского и национального стиля».


Такой масштабной выставки, посвященной реставрации, как нынешняя в Государственном Эрмитаже, в музее не было уже 30 лет. Представлено 260 отреставрированных музейными специалистами памятников: картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства, карт, часовых механизмов, мебели, ювелирных украшений и тканей. Некоторые из них уже включены в постоянную экспозицию, как, например, «Бегство в Египет» Тициана, «Благовещение» Чимы да Конельяно или римская статуя Афины II века н. э. Другие зритель увидит на выставке впервые, в частности картину «Поклонение волхвов» нидерландского мастера XV века Гуго ван дер Гуса, которая реставрировалась более пяти лет. Подбор имен художников впечатляет не меньше, чем качество экспонатов: кроме перечисленных, это Лоренцо Лотто, Рембрандт, Эдгар Дега и другие большие мастера. Произведения античных ваятелей здесь соседствуют со средневековой буддийской живописью из древних городов Хара-Хото, Турфана и Дуньхуана, образцы темперной живописи на дереве, представленные древнерусскими иконами XVI–XVIII веков и произведениями итальянских мастеров XIV–XVI веков, — с прикладными вещами, среди которых надо особо отметить великолепную малахитовую чашу (1850) Петергофской гранильной фабрики, буквально возрожденную специалистами. Не забыта и графика, представленная различными техниками, книгами и документами. Здесь тоже рисунки и акварели западноевропейских мастеров соседствуют с русскими вещами, в частности с древнерусскими рукописями и грамотами, среди которых жалованная грамота 1665 года царя Алексея Михайловича.


В Центре современного искусства «Винзавод» проходит необычная выставка «Пионеры звука», посвященная очень редкой для выставки теме — истории электронной музыки в России и Европе, охватывающая период 1920–1930-х годов. Все открытия этого времени намного опередили свое время и впоследствии были незаслуженно забыты. Выставка построена на документах, исторических объектах и кинохронике, интерактивных инструментах и инсталляциях, в основном хранящихся в частных собраниях. Экспозиция разделена на секции, посвященные отдельным темам: звуковому кино и графическому звуку, шумовой музыке 1920-х и истории синтезаторов. Отдельно представлен архив и коллекция легендарного Льва Термена, в частности модель его уникального изобретения терменвокса, на котором можно поиграть прямо на выставке. Здесь же можно увидеть и услышать гармониум, первую ритм-машину (ритмикон) и совершенно уникальный инструмент терпситон, представляющий собой танцевальную платформу, реагирующую на движения и положение тела танцора, тоже на выставке интерактивную. В разделе, посвященном австрийским изобретателям, — легендарный синтезатор «Мугтониум» Макса Бранда, собранный его молодым коллегой Бобом Мугом. Его фамилию, Moog, сегодня знают все поклонники электронной музыки. Отдельная экспозиция посвящена Государственному институту музыкальной науки (ГИМН, позже НИМИ), где в 1920-х годах проводились первые исследования на стыке науки и искусства. Здесь среди прочего можно увидеть один из первых в мире синтезаторов — экводин. Зрителя ждут на выставке и другие экзотичные музыкальные диковинки вроде «говорящей бумаги», «орнаментального звука» или вариофона.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+