18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Коллекция русского стекла на выставке в Историческом музее, возрожденные после реставрации шедевры Эрмитажа, забытые имена первопроходцев-экспериментаторов 1920-х в области звука на «Винзаводе»

Более 200 образцов русского стекла конца XVIII — начала ХХ века выставил Государственный исторический музей. Они вошли в музейную коллекцию недавно — были приобретены Министерством культуры РФ для музея — и представляют все стили богатейшей истории русского стекла: от «шинуазри» XVIII века, «второго рококо», «живописи цветов и фруктов» до модерна рубежа XIX–XX веков. Отдельно собраны экспонаты в «русском вкусе», предметы, украшенные эмалями в «крестьянском стиле» с пословицами и поговорками. Однако большая часть предметов — это изделия знаменитого Императорского стеклянного завода, среди которых такие уникальные образцы, как кубок из стекла «золотой рубин» рубежа XVIII — XIX веков с росписью или кружка с портретом императора Александра I (памятный сувенир времен Отечественной войны 1812 года). Частные русские стекольные заводы не отставали от императорского. В экспозиции — произведения, созданные на заводах Мальцовых — Дятьковском и Гусевском, среди которых, в частности, ваза с Малым государственным гербом Российской империи, солонка-трон и братина. Они экспонировались на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго, где их автор, художница Елизавета Бём, получила медаль «за высокую художественность возрождения древнего византийского и национального стиля».


Такой масштабной выставки, посвященной реставрации, как нынешняя в Государственном Эрмитаже, в музее не было уже 30 лет. Представлено 260 отреставрированных музейными специалистами памятников: картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства, карт, часовых механизмов, мебели, ювелирных украшений и тканей. Некоторые из них уже включены в постоянную экспозицию, как, например, «Бегство в Египет» Тициана, «Благовещение» Чимы да Конельяно или римская статуя Афины II века н. э. Другие зритель увидит на выставке впервые, в частности картину «Поклонение волхвов» нидерландского мастера XV века Гуго ван дер Гуса, которая реставрировалась более пяти лет. Подбор имен художников впечатляет не меньше, чем качество экспонатов: кроме перечисленных, это Лоренцо Лотто, Рембрандт, Эдгар Дега и другие большие мастера. Произведения античных ваятелей здесь соседствуют со средневековой буддийской живописью из древних городов Хара-Хото, Турфана и Дуньхуана, образцы темперной живописи на дереве, представленные древнерусскими иконами XVI–XVIII веков и произведениями итальянских мастеров XIV–XVI веков, — с прикладными вещами, среди которых надо особо отметить великолепную малахитовую чашу (1850) Петергофской гранильной фабрики, буквально возрожденную специалистами. Не забыта и графика, представленная различными техниками, книгами и документами. Здесь тоже рисунки и акварели западноевропейских мастеров соседствуют с русскими вещами, в частности с древнерусскими рукописями и грамотами, среди которых жалованная грамота 1665 года царя Алексея Михайловича.


В Центре современного искусства «Винзавод» проходит необычная выставка «Пионеры звука», посвященная очень редкой для выставки теме — истории электронной музыки в России и Европе, охватывающая период 1920–1930-х годов. Все открытия этого времени намного опередили свое время и впоследствии были незаслуженно забыты. Выставка построена на документах, исторических объектах и кинохронике, интерактивных инструментах и инсталляциях, в основном хранящихся в частных собраниях. Экспозиция разделена на секции, посвященные отдельным темам: звуковому кино и графическому звуку, шумовой музыке 1920-х и истории синтезаторов. Отдельно представлен архив и коллекция легендарного Льва Термена, в частности модель его уникального изобретения терменвокса, на котором можно поиграть прямо на выставке. Здесь же можно увидеть и услышать гармониум, первую ритм-машину (ритмикон) и совершенно уникальный инструмент терпситон, представляющий собой танцевальную платформу, реагирующую на движения и положение тела танцора, тоже на выставке интерактивную. В разделе, посвященном австрийским изобретателям, — легендарный синтезатор «Мугтониум» Макса Бранда, собранный его молодым коллегой Бобом Мугом. Его фамилию, Moog, сегодня знают все поклонники электронной музыки. Отдельная экспозиция посвящена Государственному институту музыкальной науки (ГИМН, позже НИМИ), где в 1920-х годах проводились первые исследования на стыке науки и искусства. Здесь среди прочего можно увидеть один из первых в мире синтезаторов — экводин. Зрителя ждут на выставке и другие экзотичные музыкальные диковинки вроде «говорящей бумаги», «орнаментального звука» или вариофона.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+