18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Одомашненный космос

№29
Материал из газеты

«Советские космические собаки»: история грандиозного научного эксперимента издана на английском со множеством картинок

Дезик, Цыган, Лиса, Отважная, Кнопка, Альбина, Мушка, Чернушка, Звездочка, Уголек… Среди нескольких десятков собачек — невольных космонавтов, послуживших науке, мы знаем имена всего трех героев: Белка, Стрелка и Лайка. Многие факты, изложенные в книге Олеси Туркиной Советские космические собаки, будут откровением для читателя.

В таблице, составленной автором (научным сотрудником отдела новейших течений Государственного Русского музея) с использованием всех возможных доступных источников, значится 42 запуска ракет с участием собак, произведенных в СССР с 1951 по 1966 год. Многие животные погибли от перегрузок или нераскрывшегося парашюта, многие были запущены в космос без возможности возвращения. Некоторые же вернулись, выжили и даже обзавелись потомством. И как уже сказано, лишь единицы оказались в орбите сначала советской пропаганды, а потом и мировой массовой культуры, породив один из самых обаятельных и трогательных сюжетов нашего времени.

Лохматые существа в скафандрах или верхом на ракете, так пронзительно противостоящие своей беззащитностью и домашностью пучинам космоса, так несовпадающие со Вселенной своим масштабом, во многом помогли очеловечить безжалостную научную одиссею, придав ей в восхищенных глазах болельщиков всего мира привкус уютной детской сказки.

Трудно сказать, что больше привлекает в книге почти карманного формата: добротный и доступный текст, легко излагающий ключевые моменты истории космонавтики — от пророчеств Жюля Верна и теорий Константина Циолковского до хронологии первых полетов, — или сопровождающие его картинки. На каждой из более 200 страниц помещена иллюстрация, и часто не одна. (Примечательно, что большинство артефактов происходит из собраний иностранных коллекционеров и самого издательства.) И эта череда газетных передовиц, обложек мировых журналов, фотографий из секретных лабораторий, детских книг, картинок со спичечных коробков, конфетных коробок, сигаретных пачек, марок, елочных гирлянд, открыток, игрушек и сувениров поистине завораживает и объясняет, почему поколение послевоенных детей на сакраментальный вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — отвечало: «Космонавтом!»

Олеся Туркина вспоминает самые популярные детские книги эпохи, посвященные собакам в космосе, как, например, Тяпа, Борька и ракета Марты Барановой и Евгения Велтистова. Эта книжка, впервые изданная в 1962 году, содержала массу реальных подробностей, своеобразных «утечек» информации, которые были позволительны в детской литературе, до того как стали достоянием общественности. Сама атмосфера секретности, которая окружала советские космические эксперименты, стала у автора предметом рассмотрения. «Космические собаки играли роль поп-звезд в обществе, провозгласившем социальное равенство. Из-за строгой секретности, окружавшей космическую программу, признание, которое в конечном счете принадлежало ученым и инженерам, было полностью перенесено на Белку и Стрелку. Эта секретность также поддерживала стандартную государственную методологию, которая диктовала, что каждое выдающееся достижение принадлежит всему советскому народу, а не отдельным личностям». Олеся Туркина пишет, что критерии отбора, применявшиеся к собакам, были почти такими же, как и к первому космонавту: небольшого роста, выносливые и фотогеничные. И даже тот факт, что большинство отобранных собак были дворнягами, совпадает с негласным критерием «правильного» социального происхождения. Говорят, Гагарин шутил: «Я первый человек в космосе или последняя собака?» Наряду с опубликованными фактами автор приводит множество анекдотов и баек, связанных с этой темой. В частности, историю крупного и грозного военного чина, который «усыновил» побывавшего в космосе пса и позволял ему даже гадить на свои ботинки — в память о его заслугах перед наукой.

Книга вышла в английском издательстве Fuel, взявшемся популяризировать советскую культуру в ее разных проявлениях. Выпустив до этого альбом российских тюремных татуировок, теперь издательство представляет другую, самую возвышенную, часть советского космоса. Возможно, необходимость разъяснять иностранному читателю множество вещей, понятных родившимся в СССР, сделало книгу столь легкой и увлекательной, что ее смело можно рекомендовать нынешним детям. Осталось дождаться перевода на русский.

Turkina О. Soviet Space Dogs. London: Murray & Sorrell Fuel, 2014. 240 стр. £19,95 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+