18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Итоги-2014. Министры и художники

№29
Материал из газеты

Основы государственной культурной политики вызывают бурную дискуссию, а культурные инициативы столичных властей – большой интерес

Год 2014-й в России был объявлен Годом культуры, в январе Владимир Путин поручил разработать проект основ государственной культурной политики. Проект подготовила рабочая группа во главе с руководителем Администрации президента РФ Сергеем Ивановым. Министерство культуры РФ параллельно подготовило свой вариант проекта. Цель обеих концепций — «возвращение сильной, единой, независимой во всех отношениях России, приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития». «„Основы государственной культурной политики“ закладывают некоторые фундаментальные направления, цели, задачи, принципы, дальше последует в течение следующего года выработка стратегии конкретных действий по их реализации», — рассказал нашей газете советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. А вот глава Департамента культуры Москвы, министр правительства Москвы Сергей Капков озаглавил культурный тренд этого года как «живи, работай, созидай». Объясняет он этот лозунг тем, что людей, которые работают на благо культуры, но не имеют отношения к государству, власти очень даже замечают. Стараются прислушиваться и как-то помогать. «„Живи, работай, созидай“, — говорит Капков, — это наша позиция. Чем больше будет людей самостоятельных, активных, рачительно относящихся к государственным средствам, тем лучше будет результат». На организованном Департаментом культуры города Москвы I Московском международном форуме «Культура. Взгляд в будущее» участники обсудили изменения столичной культурной среды в последние годы, а также ее дальнейшее развитие. А обсудить было что: реформы выставочных залов города, библиотек, домов культуры, переосмысление парков, кинотеатров, музеев, городские фестивали. Судя по высокой посещаемости форума, уже сейчас можно сказать, что деятельность департамента вызывает живейший интерес у публики. 


У российского современного искусства хорошие перспективы, ибо ниша этого искусства практически пустует. Есть много хороших художников, есть отличные работы, но нет понятия «современное российское искусство». У него нет характеристик, нет размеров, нет стилей. Групповые выставки российского искусства это показывают. Эту нишу, наверное, должны создавать околохудожественные институции, постоянно определяя и формулируя, что такое российское искусство. Но, пока наши художники будут изобретать велосипеды — то ли из-за плохого образования, то ли из какого-то нарочитого упрямства, — или продолжать копировать работы других художников из Интернета, думая, что никто другой их не знает, оригинального продукта не получится. В России традиционно есть мощная художественная воля, умение выражать пластически самые разные чувства, эмоции, смыслы. «Мир искусства», русский авангард, соцреализм не были уникальными течениями с точки зрения пластической сути стиля, однако художники, их представлявшие, сумели создать свою мощную мифологию, ставшую признанной интернационально. Сейчас есть такая же возможность, но надо постоянно работать, а не тусоваться; искать пластические ходы, а не думать, что на тебя свалится слава; серьезно заниматься выбранной профессиональной деятельностью, а не стремиться поскорее продать получившийся продукт. Мне кажется, побеждают художники, делающие ставку на серьезное всматривание в себя самих, на упорное неприятие готовых приемов и принятых суждений. У российских художников сейчас, как никогда, есть такая возможность. Они могут получать образование в любой интересующей их области благодаря Интернету, имеют на выбор множество материалов и техник, могут освоить самые разные стратегии. Этим и надо заниматься, на мой взгляд. А ссылаться на политику и бояться чьей-то личной неосведомленности не надо. Не надо тратить время на пустые крики — надо работать.

Мои личные планы на 2015 год — продолжать руководить проектом «Эрмитаж 20/21», в котором, будет много очень хороших проектов. Выделю два: «Гласстресс-2015: Готика» на Венецианской биеннале, проект про варварский антиордерный стиль от истории до современности, и Год фотографии в Эрмитаже.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+