18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итоги-2014. Личное музейное дело

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

Россия уверенно подхватывает общемировой тренд частных музеев

Один из 11 залов Музея Фаберже во дворце Нарышкиных — Шуваловых на Фонтанке
Один из 11 залов Музея Фаберже во дворце Нарышкиных — Шуваловых на Фонтанке

Мода на частные музеи в России не проходит. Некоторые новые проекты или только что открылись, или же максимально близки к воплощению. Так, в декабре 2014 года в Москве открылся Музей ар-деко Мкртыча Окрояна. Скоро ожидается открытие Музея современного российского искусства Шалвы Бреуса в здании бывшего кинотеатра «Ударник». Идет реконструкция фабрики «Большевик». Здесь в 2015 году откроется Музей русского импрессионизма мецената Бориса Минца. Бизнесмен Давид Якобашвили планирует открыть музей «Собрание» с более чем 10 тыс. экспонатов, включая уникальные музыкальные механизмы и автоматоны. В марте наступающего года должно состояться открытие Музея АЗ, посвященного Анатолию Звереву, запланированное еще на этот декабрь, но перенесенное организаторами.
В Петербурге функционирует два частных музея современного искусства. Фурор произвел Виктор Вексельберг, открыв наконец в Шуваловском дворце Музей Фаберже со своей легендарной коллекцией. Все с нетерпением ждут открытия основного здания «Гаража» в Москве, который показательно переименовался из центра современной культуры в музей. Но некоторые громкие проекты оказались замороженными. Музейное движение мог бы стимулировать закон «О меценатской деятельности», базовый проект которого приняла Госдума. Однако все пункты о налоговых послаблениях для благотворителей из документа были исключены, кроме туманной формулировки о возможности экономической поддержки от государства и присуждении наград и почетных званий.


Игорь МаркинПредприниматель, в 2007 году первым в России открывший частный музей Art4.ru
Игорь МаркинПредприниматель, в 2007 году первым в России открывший частный музей Art4.ru

Открыть музей не сложно — гораздо тяжелее получить публику. Человеку, открывающему музей, стоит рассчитывать только на свои силы и деньги. Если заранее не заниматься самообманом насчет спонсоров, государства и выручки, то и разочарований не будет, так как дело в целом довольно приятное.

Что касается моего музея Art4.ru, то я нашел оптимальную и удобную для себя форму его работы: посещение только по предварительным заявкам, и раз в год для всех, в Ночь музеев.

Частные музеи не только открываются, но и закрываются. Например, Музей иконы на Спиридоновке закрыли. Могу предсказать, что музей Зверева АЗ — мертворожденный проект из-за слишком узкой и локальной концепции. Все маленькие музеи в Москве обречены на забвение в связи со спецификой города, требующего блокбастеров.
Музей «Гараж» и Музей современного искусства в здании кинотеатра «Ударник» вполне могут иметь длительный успех у публики, но только до тех пор, пока хозяева будут накачивать их деньгами (самое дорогое — это хорошие выставки, экспозиция из собственных фондов практически не затратна).

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+