18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Выставка посвящена музыкальным технологиям, которые опередили время лет на 40»

Сегодня на «Винзаводе» открывается выставка «Пионеры звука», вторая в выставочном цикле «Фокус на реальность». О чем этот проект, корреспондент TANR Мария Крамар узнала у куратора выставки Андрея Смирнова.

В описании выставки сказано: «посвящена забытым страницам истории электронной музыки в России и за рубежом». Не кажется ли вам, что сегодня тема экспериментального звука, наоборот, является суперактуальной?

Выставка «Пионеры звука» посвящена забытым отечественным изобретателям и, соответственно, забытым западным музыкантам и изобретателям.

Что значит «забытым»?

У многих пионеров экспериментального звука была тяжелая судьба. Те, кто начинал развивать какие-то идеи, для того времени абсолютно новые и авангардные, были одиночками, и в свою эпоху они не были поняты. Поэтому такие идеи часто терпели крах, их забывали и через некоторое время все то же самое изобретали заново, и шел следующий виток. Вот эта выставка как раз и посвящена тем пионерам искусства звука и музыкальным технологиям, которые опередили время лет на 40. Эта волна художников была забыта еще в 1950-е годы, так что тут и напоминать-то нечего, поскольку напомнить можно то, что вы знали, а здесь история людей, изобретений, которые за несколько поколений были забыты, и сегодня про них никто не знает.

Почему они были забыты?

По очень простой причине: как только начинается строительство пресловутой вертикали власти, начинаются проблемы у культуры, поскольку культура — это в общем анархическая сеть творческих индивидуумов, которые между собой взаимосвязаны. Культура начала 1920-х годов — это анархическая культура революционеров-утопистов. И эта культура прекрасно развивается, пока не возникает попытки давления сверху и усреднения, закрытия независимых организаций, создания государственных творчеcких союзов — того, что случилось в 1930-е годы.

Абстрактное искусство не может нести в себе прямых антиправительственных лозунгов, равно как и экспериментальный звук. Почему это направление было тем не менее под давлением?

Все опосредованно. Казалось бы, абстрактное искусство вряд ли может быть опасным для власти, для системы. Но речь идет не о конкретной эстетике или конкретном искусстве, а о типе мышления. Тип мышления — анархический, свободный, независимый от вертикальной иерархии и потому безусловно опасный.

Сегодня в связи с растущей волной интереса к экспериментальной музыке и выстраивающейся вертикали власти, есть ли риск для нового поколения саунд-артистов повторить судьбу своих предшественников?

Дело в том, что на тех пионеров искусства звука, которые представлены на выставке, прямого давления не было. Это нечто, что происходило вне политики. Это просто система культуры 1930-х годов: после волны соцреализма возникла ситуация, когда практически перекрыли кислород. В 1920-е годы можно было создавать независимые театры, независимые проекты, была эпоха нэпа. А в 1930-е годы весь цвет культуры предыдущих годов просто погибает.

Расскажите про самые интересные экспонаты выставки? Кому симпатизируете больше всего?

Всем. Во-первых, у нас представлен Лев Сергеевич Термен с терменвоксом, с терпситоном, с ритмиконом, с гармониумом. Затем секция графического звука: это абсолютно шедевральное событие 1930-х годов, когда в буквальном смысле Советский Союз опережал весь мир лет на 40 по технологиям, которые были созданы, но не государством, а теми самыми одиночками-изобретателями, которые на пустом месте и в полной нищете их создавали. Потом секция шумовой музыки: тоже совершенно забытый период 1920–1930-х годов и очень интересный проект. И конечно, наша новая секция — гости из Австрии. Элизабет Шимана, основательница Института медиаархеологии, которая привезла с собой синтезатор Макса Бранда — один из самых первых модульных «мугов», который был построен лично Мугом для Макса Бранда, инструмент, имеющий богатую историю (Роберт А. Муг — американский изобретатель, создатель синтезатора Moog. — TANR).

Расскажите про Государственный институт музыкальной науки, которому посвящена отдельная экспозиция.

Этот институт был создан в 1921 году Николаев Гарбузовым, который считается основателем советской музыкальной акустики. Это фактически то место, с которого начиналась вся история музыкальной акустики, электронных музыкальных инструментов и музыкальных технологий. В 1931 году его закрывают, позже открывается акустическая лаборатория, консерватория — было много реинкарнаций этой институции на протяжении почти 70 лет. Термен-центр, который я создавал в 1992 году, был создан на территории этого центра. На выставке в этой секции представлен экводин — один из первых в мире синтезаторов.

Где хранятся экспонаты? Это ваша личная коллекция?

Это частные коллекции: что-то хранится у детей изобретателей, что-то хранится у меня, что-то хранится в консерватории, часть — это архив акустической лаборатории, которой уже не существует.

Расскажите о вашем исследовательском проекте «Поколение Z», на котором частично основывается эта выставка.

Это предшествующий проект, который развивается независимо. Поколение Z — история поколения изобретателей, которые жили в 1920-е годы в Советском Союзе. Это история поколения, которое действительно совершило революцию в культуре. Но оно оказалось погребенным под развалинами утопической культуры, было раздавлено прессом тоталитарного гнета 1930-х, 1940-х, 1950-х. В этом проекте мы рассматриваем не только искусство звука в чистом виде, но и параллельные темы, такие как биомеханика, театр, философские концепции Соломона Никритина.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+