«Выставка посвящена музыкальным технологиям, которые опередили время лет на 40»

Сегодня на «Винзаводе» открывается выставка «Пионеры звука», вторая в выставочном цикле «Фокус на реальность». О чем этот проект, корреспондент TANR Мария Крамар узнала у куратора выставки Андрея Смирнова.

В описании выставки сказано: «посвящена забытым страницам истории электронной музыки в России и за рубежом». Не кажется ли вам, что сегодня тема экспериментального звука, наоборот, является суперактуальной?

Выставка «Пионеры звука» посвящена забытым отечественным изобретателям и, соответственно, забытым западным музыкантам и изобретателям.

Что значит «забытым»?

У многих пионеров экспериментального звука была тяжелая судьба. Те, кто начинал развивать какие-то идеи, для того времени абсолютно новые и авангардные, были одиночками, и в свою эпоху они не были поняты. Поэтому такие идеи часто терпели крах, их забывали и через некоторое время все то же самое изобретали заново, и шел следующий виток. Вот эта выставка как раз и посвящена тем пионерам искусства звука и музыкальным технологиям, которые опередили время лет на 40. Эта волна художников была забыта еще в 1950-е годы, так что тут и напоминать-то нечего, поскольку напомнить можно то, что вы знали, а здесь история людей, изобретений, которые за несколько поколений были забыты, и сегодня про них никто не знает.

Почему они были забыты?

По очень простой причине: как только начинается строительство пресловутой вертикали власти, начинаются проблемы у культуры, поскольку культура — это в общем анархическая сеть творческих индивидуумов, которые между собой взаимосвязаны. Культура начала 1920-х годов — это анархическая культура революционеров-утопистов. И эта культура прекрасно развивается, пока не возникает попытки давления сверху и усреднения, закрытия независимых организаций, создания государственных творчеcких союзов — того, что случилось в 1930-е годы.

Абстрактное искусство не может нести в себе прямых антиправительственных лозунгов, равно как и экспериментальный звук. Почему это направление было тем не менее под давлением?

Все опосредованно. Казалось бы, абстрактное искусство вряд ли может быть опасным для власти, для системы. Но речь идет не о конкретной эстетике или конкретном искусстве, а о типе мышления. Тип мышления — анархический, свободный, независимый от вертикальной иерархии и потому безусловно опасный.

Сегодня в связи с растущей волной интереса к экспериментальной музыке и выстраивающейся вертикали власти, есть ли риск для нового поколения саунд-артистов повторить судьбу своих предшественников?

Дело в том, что на тех пионеров искусства звука, которые представлены на выставке, прямого давления не было. Это нечто, что происходило вне политики. Это просто система культуры 1930-х годов: после волны соцреализма возникла ситуация, когда практически перекрыли кислород. В 1920-е годы можно было создавать независимые театры, независимые проекты, была эпоха нэпа. А в 1930-е годы весь цвет культуры предыдущих годов просто погибает.

Расскажите про самые интересные экспонаты выставки? Кому симпатизируете больше всего?

Всем. Во-первых, у нас представлен Лев Сергеевич Термен с терменвоксом, с терпситоном, с ритмиконом, с гармониумом. Затем секция графического звука: это абсолютно шедевральное событие 1930-х годов, когда в буквальном смысле Советский Союз опережал весь мир лет на 40 по технологиям, которые были созданы, но не государством, а теми самыми одиночками-изобретателями, которые на пустом месте и в полной нищете их создавали. Потом секция шумовой музыки: тоже совершенно забытый период 1920–1930-х годов и очень интересный проект. И конечно, наша новая секция — гости из Австрии. Элизабет Шимана, основательница Института медиаархеологии, которая привезла с собой синтезатор Макса Бранда — один из самых первых модульных «мугов», который был построен лично Мугом для Макса Бранда, инструмент, имеющий богатую историю (Роберт А. Муг — американский изобретатель, создатель синтезатора Moog. — TANR).

Расскажите про Государственный институт музыкальной науки, которому посвящена отдельная экспозиция.

Этот институт был создан в 1921 году Николаев Гарбузовым, который считается основателем советской музыкальной акустики. Это фактически то место, с которого начиналась вся история музыкальной акустики, электронных музыкальных инструментов и музыкальных технологий. В 1931 году его закрывают, позже открывается акустическая лаборатория, консерватория — было много реинкарнаций этой институции на протяжении почти 70 лет. Термен-центр, который я создавал в 1992 году, был создан на территории этого центра. На выставке в этой секции представлен экводин — один из первых в мире синтезаторов.

Где хранятся экспонаты? Это ваша личная коллекция?

Это частные коллекции: что-то хранится у детей изобретателей, что-то хранится у меня, что-то хранится в консерватории, часть — это архив акустической лаборатории, которой уже не существует.

Расскажите о вашем исследовательском проекте «Поколение Z», на котором частично основывается эта выставка.

Это предшествующий проект, который развивается независимо. Поколение Z — история поколения изобретателей, которые жили в 1920-е годы в Советском Союзе. Это история поколения, которое действительно совершило революцию в культуре. Но оно оказалось погребенным под развалинами утопической культуры, было раздавлено прессом тоталитарного гнета 1930-х, 1940-х, 1950-х. В этом проекте мы рассматриваем не только искусство звука в чистом виде, но и параллельные темы, такие как биомеханика, театр, философские концепции Соломона Никритина.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+