«Выставка посвящена музыкальным технологиям, которые опередили время лет на 40»

Сегодня на «Винзаводе» открывается выставка «Пионеры звука», вторая в выставочном цикле «Фокус на реальность». О чем этот проект, корреспондент TANR Мария Крамар узнала у куратора выставки Андрея Смирнова.

В описании выставки сказано: «посвящена забытым страницам истории электронной музыки в России и за рубежом». Не кажется ли вам, что сегодня тема экспериментального звука, наоборот, является суперактуальной?

Выставка «Пионеры звука» посвящена забытым отечественным изобретателям и, соответственно, забытым западным музыкантам и изобретателям.

Что значит «забытым»?

У многих пионеров экспериментального звука была тяжелая судьба. Те, кто начинал развивать какие-то идеи, для того времени абсолютно новые и авангардные, были одиночками, и в свою эпоху они не были поняты. Поэтому такие идеи часто терпели крах, их забывали и через некоторое время все то же самое изобретали заново, и шел следующий виток. Вот эта выставка как раз и посвящена тем пионерам искусства звука и музыкальным технологиям, которые опередили время лет на 40. Эта волна художников была забыта еще в 1950-е годы, так что тут и напоминать-то нечего, поскольку напомнить можно то, что вы знали, а здесь история людей, изобретений, которые за несколько поколений были забыты, и сегодня про них никто не знает.

Почему они были забыты?

По очень простой причине: как только начинается строительство пресловутой вертикали власти, начинаются проблемы у культуры, поскольку культура — это в общем анархическая сеть творческих индивидуумов, которые между собой взаимосвязаны. Культура начала 1920-х годов — это анархическая культура революционеров-утопистов. И эта культура прекрасно развивается, пока не возникает попытки давления сверху и усреднения, закрытия независимых организаций, создания государственных творчеcких союзов — того, что случилось в 1930-е годы.

Абстрактное искусство не может нести в себе прямых антиправительственных лозунгов, равно как и экспериментальный звук. Почему это направление было тем не менее под давлением?

Все опосредованно. Казалось бы, абстрактное искусство вряд ли может быть опасным для власти, для системы. Но речь идет не о конкретной эстетике или конкретном искусстве, а о типе мышления. Тип мышления — анархический, свободный, независимый от вертикальной иерархии и потому безусловно опасный.

Сегодня в связи с растущей волной интереса к экспериментальной музыке и выстраивающейся вертикали власти, есть ли риск для нового поколения саунд-артистов повторить судьбу своих предшественников?

Дело в том, что на тех пионеров искусства звука, которые представлены на выставке, прямого давления не было. Это нечто, что происходило вне политики. Это просто система культуры 1930-х годов: после волны соцреализма возникла ситуация, когда практически перекрыли кислород. В 1920-е годы можно было создавать независимые театры, независимые проекты, была эпоха нэпа. А в 1930-е годы весь цвет культуры предыдущих годов просто погибает.

Расскажите про самые интересные экспонаты выставки? Кому симпатизируете больше всего?

Всем. Во-первых, у нас представлен Лев Сергеевич Термен с терменвоксом, с терпситоном, с ритмиконом, с гармониумом. Затем секция графического звука: это абсолютно шедевральное событие 1930-х годов, когда в буквальном смысле Советский Союз опережал весь мир лет на 40 по технологиям, которые были созданы, но не государством, а теми самыми одиночками-изобретателями, которые на пустом месте и в полной нищете их создавали. Потом секция шумовой музыки: тоже совершенно забытый период 1920–1930-х годов и очень интересный проект. И конечно, наша новая секция — гости из Австрии. Элизабет Шимана, основательница Института медиаархеологии, которая привезла с собой синтезатор Макса Бранда — один из самых первых модульных «мугов», который был построен лично Мугом для Макса Бранда, инструмент, имеющий богатую историю (Роберт А. Муг — американский изобретатель, создатель синтезатора Moog. — TANR).

Расскажите про Государственный институт музыкальной науки, которому посвящена отдельная экспозиция.

Этот институт был создан в 1921 году Николаев Гарбузовым, который считается основателем советской музыкальной акустики. Это фактически то место, с которого начиналась вся история музыкальной акустики, электронных музыкальных инструментов и музыкальных технологий. В 1931 году его закрывают, позже открывается акустическая лаборатория, консерватория — было много реинкарнаций этой институции на протяжении почти 70 лет. Термен-центр, который я создавал в 1992 году, был создан на территории этого центра. На выставке в этой секции представлен экводин — один из первых в мире синтезаторов.

Где хранятся экспонаты? Это ваша личная коллекция?

Это частные коллекции: что-то хранится у детей изобретателей, что-то хранится у меня, что-то хранится в консерватории, часть — это архив акустической лаборатории, которой уже не существует.

Расскажите о вашем исследовательском проекте «Поколение Z», на котором частично основывается эта выставка.

Это предшествующий проект, который развивается независимо. Поколение Z — история поколения изобретателей, которые жили в 1920-е годы в Советском Союзе. Это история поколения, которое действительно совершило революцию в культуре. Но оно оказалось погребенным под развалинами утопической культуры, было раздавлено прессом тоталитарного гнета 1930-х, 1940-х, 1950-х. В этом проекте мы рассматриваем не только искусство звука в чистом виде, но и параллельные темы, такие как биомеханика, театр, философские концепции Соломона Никритина.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+