18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семь чудес цвета. Новогодние рекомендации The Art Newspaper Russia

Под праздники книжные магазины выставляют монбланы больших книг, мерцающих в своей недоступности. И нужно усилие, дабы открыть очередную вощеную обложку, которую сам себе никогда не купишь, разве что в подарок. Редакция The Art Newspaper Russia предлагает не бояться дорогих книг и правильно распорядиться рублевой наличностью в пик кризиса, подарив себе или близким немного праздника. Новый год — лучшее время для покупки книг по искусству, изданий альбомного формата, бессмысленных чудес полиграфического искусства, раз в году, как по волшебству, становящихся осмысленными. И даже нужными.


«Марк Шагал. Эстампы. 1922–1985». Издательство «Вита Нова»

Аккуратный, небольшого формата альбом, совместно изданный витебским Музеем Шагала и фондом «Наследия Иды Шагал». По сути — каталог эстампов из белорусского собрания, по настроению — идеальный сувенир, создающий трогательное праздничное настроение. Основной массив сборника — знаменитые иллюстрации к поэме Николая Гоголя «Мертвые души» и менее известные к Библии — окружены отдельными работами и всяческими редкостями типа рисунков к стихам Поля Элюара «Жаркая жажда жить» или «Сибири» Абрама Суцкевера, одного из самых ярких поэтов, писавших на идиш. Есть здесь репродукции из книг, написанных самим Шагалом и его многочисленными родственниками, а еще — цирковые представления, порхающие любовники и домашний скот, опирающийся на одноэтажный местечковый окоем. Главная сила Шагала — в радости и жизнелюбии, которым художник щедро делится со всеми живущими, поэтому нынешнее издание «Вита Нова» — из тех, что смотрятся под елкой органичной частью праздничного интерьера.


«Мода. Всемирная история». Издательство «МАГМА»

Тяжелый том под 600 страниц устроен как энциклопедия, посвященная истории одежды и аксессуаров. Эволюция мировых трендов уложена в пять разделов, вместивших моду начиная от 500 года до н. э. и заканчивая нынешними веяниями. Ожидаемо: чем ближе к нашему времени, тем главы иллюстрированного справочника объемнее, подробнее. Каждый разворот предлагает очередную главу мировой истории, показанной со стороны тканей и костюмов. Особенности и фасоны Древней Греции и Древнего Рима. Придворные одеяния китайской династии Тан — ну или Могольской империи. Появление японского кимоно. Мода Средних веков, Ренессанса, времен Реставрации, эпохи романтизма. Безучастность классицизма. Обаяние ампира. Костюмы первых американских переселенцев и индейцев доколумбовых цивилизаций. Стальные кринолины XIX века. Декаданс, ар-нуво. Шелковый кафтан Мариано Фортуни и его же дельфосы — псевдоклассические туники, прославленные Сарой Бернар, Айседорой Дункан и неоднократно воспетые Марселем Прустом, писавшим: «Мир состоит из наготы и складок. В этих последних больше любви, чем в лицах…» Возникновение теннисной рубашки «поло», сочиненной Рене Лакоста в 20-х годах ХХ века. Политическая подоплека появления мини-юбки. Семиотика военной формы. «Привлекательная чувственность» золотого периода Голливуда, связанная с индивидуальными стилями Грейс Келли и Элизабет Тейлор. Что ни разворот, то открытие да новые дивные дивы.


Архив «Мурзилки» в трех томах. Издательство TriMag

Журнал, празднующий 90-летие и угодивший в Книгу рекордов Гиннесса как самое старое издание, адресованное детям, предстает отныне в трех монументальных томах альбомного формата, напоминая то ли парфеновское «Намедни» (история ХХ века, показанная через публикации разных лет), то ли альманах «Круглый год», состоящий из стишков, рассказов и картиночек. Непрерывный выход «Мурзилки» превращает этот журнал в зеркало эпохи, точнее, в зеркальные осколки, отражающие специфику многочисленных времен, запечатленных самыми лучшими писателями, поэтами и художниками минувшего века — от классиков детской иллюстрации (Владимир Конашевич, Владимир Лебедев, Алексей Пахомов), конструктивистов и авангардистов до концептуалистов типа Ильи Кабакова или Виктора Пивоварова. Ну и тексты здесь не самых последних людей: Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Михаила Пришвина, Виталия Бианки, Николая Заболоцкого, Константина Паустовского — полноценная антология лучших образцов советской детской литературы и даже энциклопедия творческих манер и художественных стилей, постоянно сменяющих друг друга. Дети получают к празднику яркую и увлекательную новинку, их родители — стильный и даже изысканный артефакт, разглядывать который можно до бесконечности.


Леонардо. «Сказки и легенды». Издательство «Астрель»

Совсем уже для детей к Новому году очередной раз красиво и эффектно переиздали сказки, легенды и притчи, извлеченные из рукописей Леонардо. Перевел и пересказал их Александр Махов, а проиллюстрированы они итальянской художницей Адрианой Савиоцци Мацца на основании леонардовских манускриптов, населенных волшебными существами и разговаривающими животными. Здесь, помимо Феникса, Саламандры, Аспида и Сирены, действует, например, Несправедливость — страшное чудовище, срисованное Мацца с картин то ли Карпаччо, то ли Боттичелли, — полуптица, полузверь по прозвищу Василиск. Над головой его гордо реет колючий плавник, скатывающийся горбом по спине и переходящий в длинный хвост. Лапы и крылья у Василиска перепончаты, как у летучей мыши, и ядовитая, как у змеи, слюна. Но главное у Василиска — взгляд, убивающий все живое. Тексты Леонардо похожи на сказки Ханса Кристиана Андерсена и басни Ивана Крылова. Помимо борхесовских невиданных существ, в них действуют простые предметы и не менее простые растения. Бумага и чернила. Снег. Персиковые деревья. Лавр, мирт и груша. Инжир и вяз. Вьюн и ящерица. Характерно, что, в отличие от реально существующей Несправедливости-Василиска, персонажа по имени Справедливость никто не видел. О нем только рассказывает говорящая Сова, пытающаяся поддержать отчаявшихся от лесного беспредела животных.


«Рождественское чудо». Старинные открытки и иллюстрации. Издательство DeLibri

Совсем уже откровенно подарочный вариант — роскошная, с золотым обрезом, весьма дорогая книга, составленная из старинных открыток и почтовых карточек, похожая на гербарий и предназначенная для разглядывания и любования. Ее населяют редкие экземпляры из Российской библиотеки искусств, дореволюционные картиночки царского времени, почтовые отправления из Англии, Франции и Германии. Небольшая вступительная статья, а дальше ретрочудачества с ангелами самых разных сортов и видов и рождественскими свечами всевозможных конфигураций. Ретушированные фотографии. Мелкоскопические гравюры, похожие на дактилоскопические рисунки. Акварели и альбомные почеркушки, трогательные и беззащитные. Некоторые из них обнародованы вместе с поздравительными текстами, превращая сборник, изданный DeLibri, в праздничный письмовник. В комплекте с «Рождественским чудом» предлагаются альбомы, схожие по структуре (также состоящие из почтовых открыток): «О любви» (сердечки и херувимы) и «Хобби джентльмена» (поло, гольф и лошади, спортивные игры, наслаждение искусством, участие в путешествиях и экспедициях). Рекомендуются


«Агата Кристи. Большое путешествие. Вокруг света с королевой детектива». Издательство Corpus

Редкий альбом может похвастать равенством текста и картинок. Секрет «Большого путешествия» в том, что это, скорее, книга альбомного формата, где отрывки из автобиографии королевы детектива, а также ее письма, изданные на плотной мелованной бумаге, проиллюстрированы большим количеством фотографий (Агата Кристи была опытным фотолюбителем) и документами, накопленными во время ее гранд-тура 1922 года. Это сами письма с факсимиле конвертов, меню и программки, афиши и бланки отелей, из которых в издательстве соорудили изящную, постоянно развивающуюся композицию. Волею случая Агата Кристи и ее тогдашний муж попали в официальную делегацию, готовившую Всемирную выставку в Лондоне. Именно это и позволило начинающей писательнице, опубликовавшей только один роман, оставшийся незамеченным (хотя главный герой в нем уже Эркюль Пуаро), отправиться сначала на юг Африки, затем, в поисках артефактов и договоренностей об участии в выставке, посетить Австралию и Новую Зеландию, попасть на Гавайи и в Канаду, чтобы десять месяцев спустя вернуться в родную Англию. На протяжении кругосветки Кристи едва ли не каждый день писала письма маме и трехлетней дочери, создавая уникальную, крайне обстоятельную и обаятельную ретрохронику, погружающую читателя в колониальные реалии давно минувших дней. Писательское мастерство, раскрывшееся в десятках детективных романов, присутствует уже и в «Большом путешествии». Цепкость взгляда, точность характеристик, красота беглых описаний — все это открывает с новой, неожиданной стороны не только Агату Кристи, но и тот окончательно закатившийся мир экзотики, о котором мы мало чего знаем.


Бонус. 640 картин Клода Моне или Ван Гога в календарях издательства Tashen

К каждому Новому году издательство Tashen выпускает перекидные календари — не только на каждый месяц, но и на каждый день. Это один из самых благодарных и благородных подарков, какой только можно придумать: весь будущий год ваш стол украшает изящная книжечка с картинами не стыдных художников (в постоянном репертуаре издательства — Ван Гог, Клод Моне и Хундертвассер). Десять евро не такая уж и большая, даже по сегодняшнему курсу, сумма, вознаграждаемая таким количеством положительных эмоций, что можно рискнуть и заказать календари на сайте издательства или в интернет-магазине (к сожалению, яркие ташеновские сувениры в России не продаются). Другое дело, что Почта России работает непредсказуемо и бандероль может не поспеть к верхушке года, жизнь на которой, впрочем, не заканчивается. Коллекция картин Ван Гога или Клода Моне может стать идеальным приношением к Рождеству, Старому Новому году или тем более ко Дню святого Валентина. И пусть этот подарок немного опоздает на начало 2015-го, зато потом каждый день вторая половина будет с благодарностью вспоминать вас и вашу оригинальную идею поделиться чем-то действительно прекрасным.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+