Под праздники книжные магазины выставляют монбланы больших книг, мерцающих в своей недоступности. И нужно усилие, дабы открыть очередную вощеную обложку, которую сам себе никогда не купишь, разве что в подарок. Редакция The Art Newspaper Russia предлагает не бояться дорогих книг и правильно распорядиться рублевой наличностью в пик кризиса, подарив себе или близким немного праздника. Новый год — лучшее время для покупки книг по искусству, изданий альбомного формата, бессмысленных чудес полиграфического искусства, раз в году, как по волшебству, становящихся осмысленными. И даже нужными.
«Марк Шагал. Эстампы. 1922–1985». Издательство «Вита Нова»
Аккуратный, небольшого формата альбом, совместно изданный витебским Музеем Шагала и фондом «Наследия Иды Шагал». По сути — каталог эстампов из белорусского собрания, по настроению — идеальный сувенир, создающий трогательное праздничное настроение. Основной массив сборника — знаменитые иллюстрации к поэме Николая Гоголя «Мертвые души» и менее известные к Библии — окружены отдельными работами и всяческими редкостями типа рисунков к стихам Поля Элюара «Жаркая жажда жить» или «Сибири» Абрама Суцкевера, одного из самых ярких поэтов, писавших на идиш. Есть здесь репродукции из книг, написанных самим Шагалом и его многочисленными родственниками, а еще — цирковые представления, порхающие любовники и домашний скот, опирающийся на одноэтажный местечковый окоем. Главная сила Шагала — в радости и жизнелюбии, которым художник щедро делится со всеми живущими, поэтому нынешнее издание «Вита Нова» — из тех, что смотрятся под елкой органичной частью праздничного интерьера.
«Мода. Всемирная история». Издательство «МАГМА»
Тяжелый том под 600 страниц устроен как энциклопедия, посвященная истории одежды и аксессуаров. Эволюция мировых трендов уложена в пять разделов, вместивших моду начиная от 500 года до н. э. и заканчивая нынешними веяниями. Ожидаемо: чем ближе к нашему времени, тем главы иллюстрированного справочника объемнее, подробнее. Каждый разворот предлагает очередную главу мировой истории, показанной со стороны тканей и костюмов. Особенности и фасоны Древней Греции и Древнего Рима. Придворные одеяния китайской династии Тан — ну или Могольской империи. Появление японского кимоно. Мода Средних веков, Ренессанса, времен Реставрации, эпохи романтизма. Безучастность классицизма. Обаяние ампира. Костюмы первых американских переселенцев и индейцев доколумбовых цивилизаций. Стальные кринолины XIX века. Декаданс, ар-нуво. Шелковый кафтан Мариано Фортуни и его же дельфосы — псевдоклассические туники, прославленные Сарой Бернар, Айседорой Дункан и неоднократно воспетые Марселем Прустом, писавшим: «Мир состоит из наготы и складок. В этих последних больше любви, чем в лицах…» Возникновение теннисной рубашки «поло», сочиненной Рене Лакоста в 20-х годах ХХ века. Политическая подоплека появления мини-юбки. Семиотика военной формы. «Привлекательная чувственность» золотого периода Голливуда, связанная с индивидуальными стилями Грейс Келли и Элизабет Тейлор. Что ни разворот, то открытие да новые дивные дивы.
Архив «Мурзилки» в трех томах. Издательство TriMag
Журнал, празднующий 90-летие и угодивший в Книгу рекордов Гиннесса как самое старое издание, адресованное детям, предстает отныне в трех монументальных томах альбомного формата, напоминая то ли парфеновское «Намедни» (история ХХ века, показанная через публикации разных лет), то ли альманах «Круглый год», состоящий из стишков, рассказов и картиночек. Непрерывный выход «Мурзилки» превращает этот журнал в зеркало эпохи, точнее, в зеркальные осколки, отражающие специфику многочисленных времен, запечатленных самыми лучшими писателями, поэтами и художниками минувшего века — от классиков детской иллюстрации (Владимир Конашевич, Владимир Лебедев, Алексей Пахомов), конструктивистов и авангардистов до концептуалистов типа Ильи Кабакова или Виктора Пивоварова. Ну и тексты здесь не самых последних людей: Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Михаила Пришвина, Виталия Бианки, Николая Заболоцкого, Константина Паустовского — полноценная антология лучших образцов советской детской литературы и даже энциклопедия творческих манер и художественных стилей, постоянно сменяющих друг друга. Дети получают к празднику яркую и увлекательную новинку, их родители — стильный и даже изысканный артефакт, разглядывать который можно до бесконечности.
Леонардо. «Сказки и легенды». Издательство «Астрель»
Совсем уже для детей к Новому году очередной раз красиво и эффектно переиздали сказки, легенды и притчи, извлеченные из рукописей Леонардо. Перевел и пересказал их Александр Махов, а проиллюстрированы они итальянской художницей Адрианой Савиоцци Мацца на основании леонардовских манускриптов, населенных волшебными существами и разговаривающими животными. Здесь, помимо Феникса, Саламандры, Аспида и Сирены, действует, например, Несправедливость — страшное чудовище, срисованное Мацца с картин то ли Карпаччо, то ли Боттичелли, — полуптица, полузверь по прозвищу Василиск. Над головой его гордо реет колючий плавник, скатывающийся горбом по спине и переходящий в длинный хвост. Лапы и крылья у Василиска перепончаты, как у летучей мыши, и ядовитая, как у змеи, слюна. Но главное у Василиска — взгляд, убивающий все живое. Тексты Леонардо похожи на сказки Ханса Кристиана Андерсена и басни Ивана Крылова. Помимо борхесовских невиданных существ, в них действуют простые предметы и не менее простые растения. Бумага и чернила. Снег. Персиковые деревья. Лавр, мирт и груша. Инжир и вяз. Вьюн и ящерица. Характерно, что, в отличие от реально существующей Несправедливости-Василиска, персонажа по имени Справедливость никто не видел. О нем только рассказывает говорящая Сова, пытающаяся поддержать отчаявшихся от лесного беспредела животных.
«Рождественское чудо». Старинные открытки и иллюстрации. Издательство DeLibri
Совсем уже откровенно подарочный вариант — роскошная, с золотым обрезом, весьма дорогая книга, составленная из старинных открыток и почтовых карточек, похожая на гербарий и предназначенная для разглядывания и любования. Ее населяют редкие экземпляры из Российской библиотеки искусств, дореволюционные картиночки царского времени, почтовые отправления из Англии, Франции и Германии. Небольшая вступительная статья, а дальше ретрочудачества с ангелами самых разных сортов и видов и рождественскими свечами всевозможных конфигураций. Ретушированные фотографии. Мелкоскопические гравюры, похожие на дактилоскопические рисунки. Акварели и альбомные почеркушки, трогательные и беззащитные. Некоторые из них обнародованы вместе с поздравительными текстами, превращая сборник, изданный DeLibri, в праздничный письмовник. В комплекте с «Рождественским чудом» предлагаются альбомы, схожие по структуре (также состоящие из почтовых открыток): «О любви» (сердечки и херувимы) и «Хобби джентльмена» (поло, гольф и лошади, спортивные игры, наслаждение искусством, участие в путешествиях и экспедициях). Рекомендуются
«Агата Кристи. Большое путешествие. Вокруг света с королевой детектива». Издательство Corpus
Редкий альбом может похвастать равенством текста и картинок. Секрет «Большого путешествия» в том, что это, скорее, книга альбомного формата, где отрывки из автобиографии королевы детектива, а также ее письма, изданные на плотной мелованной бумаге, проиллюстрированы большим количеством фотографий (Агата Кристи была опытным фотолюбителем) и документами, накопленными во время ее гранд-тура 1922 года. Это сами письма с факсимиле конвертов, меню и программки, афиши и бланки отелей, из которых в издательстве соорудили изящную, постоянно развивающуюся композицию. Волею случая Агата Кристи и ее тогдашний муж попали в официальную делегацию, готовившую Всемирную выставку в Лондоне. Именно это и позволило начинающей писательнице, опубликовавшей только один роман, оставшийся незамеченным (хотя главный герой в нем уже Эркюль Пуаро), отправиться сначала на юг Африки, затем, в поисках артефактов и договоренностей об участии в выставке, посетить Австралию и Новую Зеландию, попасть на Гавайи и в Канаду, чтобы десять месяцев спустя вернуться в родную Англию. На протяжении кругосветки Кристи едва ли не каждый день писала письма маме и трехлетней дочери, создавая уникальную, крайне обстоятельную и обаятельную ретрохронику, погружающую читателя в колониальные реалии давно минувших дней. Писательское мастерство, раскрывшееся в десятках детективных романов, присутствует уже и в «Большом путешествии». Цепкость взгляда, точность характеристик, красота беглых описаний — все это открывает с новой, неожиданной стороны не только Агату Кристи, но и тот окончательно закатившийся мир экзотики, о котором мы мало чего знаем.
Бонус. 640 картин Клода Моне или Ван Гога в календарях издательства Tashen
К каждому Новому году издательство Tashen выпускает перекидные календари — не только на каждый месяц, но и на каждый день. Это один из самых благодарных и благородных подарков, какой только можно придумать: весь будущий год ваш стол украшает изящная книжечка с картинами не стыдных художников (в постоянном репертуаре издательства — Ван Гог, Клод Моне и Хундертвассер). Десять евро не такая уж и большая, даже по сегодняшнему курсу, сумма, вознаграждаемая таким количеством положительных эмоций, что можно рискнуть и заказать календари на сайте издательства или в интернет-магазине (к сожалению, яркие ташеновские сувениры в России не продаются). Другое дело, что Почта России работает непредсказуемо и бандероль может не поспеть к верхушке года, жизнь на которой, впрочем, не заканчивается. Коллекция картин Ван Гога или Клода Моне может стать идеальным приношением к Рождеству, Старому Новому году или тем более ко Дню святого Валентина. И пусть этот подарок немного опоздает на начало 2015-го, зато потом каждый день вторая половина будет с благодарностью вспоминать вас и вашу оригинальную идею поделиться чем-то действительно прекрасным.