Жизнь Санкт-Петербурга

Сергей Денисов
Сергей Денисов

Каждую неделю собственный корреспондент TANR в Санкт-Петербурге Павел Герасименко рассказывает о новостях культурной жизни Северной столицы. В этот раз город вспоминал свое первое послевоенное десятилетие, увиденное глазами учеников Академии художеств, наблюдал за реалити-шоу сегодняшних молодых художников и медитировал, глядя на магические видеоинсталляции Сергея Денисова.

Студенческие работы послевоенного десятилетия в Академии художеств

В музее Академии художеств открылась вторая из серии выставок, задуманных ректором Семеном Михайловским, — теперь под названием «После войны. 1945–1956» собраны ученические работы тех лет. Как и «Советский неореализм» два года назад, нынешняя выставка сделана вместе с известными дизайнерами Андреем Шелютто и Ириной Чекмаревой. Пространственное решение экспозиции впечатляет: Рафаэлевский, Тициановский и конференц-зал радикально трансформированы фальшстенами, за которыми размещены античные статуи, стоявшие вдоль стен залов в начале XIX века, — теперь они видны сквозь прорези и образуют композиционные параллели с живописью позднесталинского времени. Круглый конференц-зал занимает послевоенная архитектурная графика, а в центре выкрашенного алым кубического пространства поставлена устремленная вовне фигура Ники Самофракийской. Производимые этой выставочной архитектурой новые смыслы оказываются сильнее экспонируемых произведений. Наверное, это единственный способ показать картины и графику, имеющие больше историческую и культурную, нежели собственно художественную значимость.

Попытка реалити-шоу об искусстве

Молодые петербургские художники решили попробовать себя в качестве участников реалити-шоу об искусстве. Взяв за основу известные телевизионные передачи «Квартирный вопрос» и «Тачка на прокачку», их общая энергичная подруга Вероника Топычканова придумала снять программу, названную Pimp Your Art. В галерее Anna Nova состоялась премьера пилотного выпуска — видео длиной 26 минут. Трое художников предлагали возможные способы апгрейда полутораметрового холста, работы художницы Кати Красной, выполненной в близкой к стрит-арту стилистике. Они осуществили свой замысел, закрыв большую часть изображения бумажным «окладом», но все же первый блин Pimp Your Art вышел комом. Возможно, ошибка коренилась в самой идее: трудно представить себе, что штучная вещь, какой является даже самое невыразительное искусство, может быть подвергнута постпродакшену с помощью других художников. Однако стоит оценить активность участников, получивших в титрах прозвища: например, Влад Кульков обозван «психоделическим некроабстракционистом», а Михаил Заиканов — «концептуальным москвичом».

«Две комнаты» Сергея Денисова

Художник Сергей Денисов любит создавать магические пространства и в последнее время оттачивает это свое умение — зрителям на недавней выставке «Другая столица» в Музее Москвы особенно запомнилась комната, заполненная висящими в воздухе крупными каплями черного цвета. Денисову всегда был близок тип художника-экспериментатора, важной частью поэтики и образности его искусства становятся естественнонаучные пособия. В видеоинсталляции, показанной в галерее Navicula Artis, картинка телевизионного «белого шума» соединяется с анимацией в духе учебного фильма по биологии и коллажным изображением на прозрачных листах так, что на стене возникает почти полная иллюзия клеточной жизни. В соседнем зале эта двухканальная видеопроекция расширяется сюрреалистическим настенным рельефом.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+