Юбилейная выставка как предсказание

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

К своему 15-летию ММОМА подготовил новую экспозицию

Илья Кабаков. Без названия («Валя идет!»). 1972
Илья Кабаков. Без названия («Валя идет!»). 1972

Тематические экспозиции, которые Московский музей современного искусства (ММОМА) меняет примерно раз в два года, можно считать и выставками. Они и воспринимаются таковыми. Так, за День открытых дверей: особняк, гимназия, клиника, музей (куратор Юрий Аввакумов), устроенный музеем к своему 10-летию в 2010 году, он получил госпремию в области современного искусства «Инновация» в номинации Кураторский проект.

Теперь за дело взялся исполнительный директор музея Василий Церетели. «У музея юбилей, 15 лет. Так как я являюсь куратором коллекции музея и сам отбираю произведения в коллекцию, то логично, что коллеги предложили именно мне показать историю ММОМА. Мне, в свою очередь, хочется в полном объеме продемонстрировать всю обширность собрания и как функционирует музей. Зрителя здесь ждет много сюрпризов», — рассказал Василий Церетели. В экспозицию войдут работы российских и зарубежных художников XX–XXI веков, как уже знакомые зрителям, так и недавно приобретенные. По мнению организаторов выставки (кроме Церетели ею занимались сотрудники научного отдела музея Андрей Егоров и Анна Арутюнян), искусство обладает пророческим потенциалом, поэтому может быть понято как форма предсказания. Художник  — своего рода вещатель. На эту идею их навело… печенье с предсказаниями, ритуал их раскрытия и прочтения содержащегося там послания. Чтобы сразу включить посетителей в игру, печенье с предсказаниями (высказывания художников, писателей, философов) будет выдаваться с билетом.

Экспозиция целиком займет главное здание музея на Петровке. Архитектурное решение экспозиции разрабатывает бюро Form во главе с Ольгой Трейвас. Оно же, к слову, оформило выставку Перформанс в России: картография истории в «Гараже». По задумке кураторов, изменится привычный для выставочного пространства ММОМА маршрут, будет задействована служебная лестница, залы с работами будут чередоваться с особыми зонами (их пять) на самые разные неожиданные темы. «В одном из разделов мы покажем работы зарубежных художников, которые легли в основу коллекции музея в 1999 году при его открытии, — Армана, Пикассо, Де Кирико, Дельво. Тогда представлялось, что музей современного искусства в Москве должен «подключиться» к той модернистской модели истории, которую олицетворяли Mузей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и другие глобальные музеи. В 2000-е же решили сосредоточиться на российском искусстве. Оно составит основу и нынешней экспозиции», — говорит Андрей Егоров. Будет и раздел «внутренней кухни» музея: разные неожиданные факты и истории о сотрудниках с их коллективным портретом в инфографике. Наконец, посетители узнают, что в музее есть и библиотека — теперь ее специально включат в экспозицию.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+