18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Письмо Казимира Малевича о состоянии современной культуры продается сегодня на Bonhams в Нью-Йорке.

«Что же от них требовать, когда в самих правительственных газетах часто читаешь всякого рода оскорбления, всюду плюют и харкают в новое искусство и их представителей»

Фото: Bonhams
Фото: Bonhams

Нью-йоркское отделение аукционного дома Bonhams проводит сегодня аукцион, посвященный российским рукописям, книгам, фотографиям. Среди них — рукописи Владимира Маяковского («Война объявлена», $40–60 тыс.), Сергея Есенина (стихотворения из цикла «Хулиган», $60–80 тыс.), Анны Ахматовой (стихотворения, в том числе одно неопубликованное, $35–40 тыс.). Среди книг выделяются конструктивистская «Индустрия социализма» по проекту Эль Лисицкого и справочник по цвету авангардиста Михаила Матюшина с отлично сохранившимися таблицами (эстимейт $60–80 тыс.). В разделе фотографий — работы Александра Родченко, Льва Бородулина, Якова Халипа (эстимейт в среднем от $1 тыс. до $6 тыс.).

Но самый интересный лот — это письмо Казимира Малевича наркому просвещения Анатолию Луначарскому, написанное в ноябре 1921 года. К этому времени вокруг Малевича в Витебске уже сложилась группа «утвердителей нового искусства», концепцию которой он прорабатывал в текстах и лекциях.

В письме Малевич жалуется на критиков и чиновников, не понимающих нового искусства: «В виду варварского обращения современной культуры с произведениями нового искусства, в том числе и моими работами, которые находятся в одинаковом почете как в центре, так и в провинции, напр. в Витебске, я нашел все работы художников свалены в месте со всевозможным хламом в незавидной комнате, представляющей мусорный ящик, но не музей. <...> Что же от них требовать, когда в самих правительственных газетах часто читаешь всякого рода оскорбления, всюду плюют и харкают в новое искусство и их представителей, по слепоте своей думающие, что новое искусство есть плевательница. Очень досадно, что такие революционные люди уподобляются тем варварам, которые жгли на кострах тех, кто открыл новый реализм в мире, например в «Правде», в статье Богуславского удачно подтасован расход на футуристов в 600 млн рублей. <...> Конечно всякое Государство должно сохранить все традиции ко всему новому. Тот же Грабарь также плевал на Сезанна, а теперь каждую пятницу сдувает пыль с рам произведений Сезанна. <...>  Очень жаль, что «Правда» захватила в свои руки всю правду и тем самым не может поместить ответа, ибо это точно все ложь. Нельзя также и напечатать брошюры о футуризме, которую я написал, а может быть она рассеяла пыль в мозгах тов. Богуславского, Фриле (?) и компании...»

Письмо, убористо написанное на одном листе бумаги, оценено в $70–100 тыс.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+