18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новейшие технологии Нового Иерусалима

№29
Материал из газеты

В ноябре в подмосковной Истре открылся крупнейший в Московской области музейно-выставочный комплекс

В новом здании музея размещены депозитарий, реставрационный центр, научная библиотека, архив и интерактивный лекторий. 7 ноября, накануне официального открытия, музей и Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь посетил Дмитрий Медведев. В ходе визита премьер-министр РФ осмотрел уникальные экспонаты церковного искусства XVII–XIX веков.

В 2008 году по инициативе Дмитрия Медведева, тогда президента РФ, началось возрождение Новоиерусалимского монастыря и восстановление его архитектурного ансамбля. Чтобы полностью передать комплекс Русской православной церкви, было необходимо вывести с его территории Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», разместившийся там после революции 1917 года. В 2009-м Правительство Московской области разработало программу развития музея федерального значения областного подчинения. Проект включал строительство нового здания и создание современных условий для хранения, реставрации, научного изучения и экспонирования музейных коллекций.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» располагается на земельном участке площадью 4,28 га непосредственно вблизи монастыря (их разделяет 400 м). Требования к строительству в зоне регулируемой застройки объекта культурного наследия, а также близость водохранилища исключали возможность возведения многоэтажного комплекса. Архитектор Валерий Лукомский и его бюро «Сити-Арх» разработали проект в стиле хай-тек, но с учетом тенденций «зеленой архитектуры». Чтобы вписать здание в природный и культурный ландшафт, архитектор предложил форму, напоминающую зеленый холм. Строительство началось в конце 2010 года, а в 2013-м музейные фонды уже были перемещены с территории монастыря. Средства выделялись из областного бюджета, первоначальная стоимость проекта составляла 1,5 млрд руб., на данном этапе было потрачено 1,2 млрд руб. (примерно $26 млн).

Площадь нового здания составляет 28 тыс. м2, из них 10 тыс. м2 — экспозиционные зоны; также там размещены фондохранилище музея «Новый Иерусалим», центр хранения музейных предметов для коллекций государственных музеев Московской области, областной реставрационный центр; есть отдельные помещения для научной библиотеки и архива музея. Проект Валерия Лукомского рассчитан и на активное использование площадей под открытым небом: внутреннего двора, где можно проводить различные мероприятия, и покрытой зеленым газоном скатной кровли, что служит обходной галереей, откуда открывается прекрасный вид на монастырь.

При оснащении музея использовались современные технологии, в том числе возможности мультимедиа, например так называемая «умная стена», на которой одновременно могут работать четыре человека. Она позволяет посетителю еще в фойе музея получить всю информацию о навигации в музее. Важное новшество — огромный по музейным меркам магазин (260 м2) с книгами и сувенирами, организованный по принципу супермаркета. Основная ставка сделана на художественные промыслы Подмосковья, подборка книжных изданий включает художественные альбомы, научно-популярную литературу, посвященную культуре, краеведению, вопросам истории церкви — тому, что концептуально поддерживает фондовый ресурс выставочного комплекса «Новый Иерусалим», а также каталоги и путеводители 12 областных музеев. Вообще инфраструктуре здесь уделено большое внимание: есть кафе, гостиница, детский центр. Важной задачей было обеспечить доступ во все части комплекса людям с ограниченными возможностями. Планируется строительство моста через реку, который соединит музейно-выставочный комплекс и монастырь пешеходным маршрутом длиной около 500 м.

Справка

Новый Иерусалим

Музей образован в 1920 году на территории закрытого в 1919 году Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. К началу 1940-х годов Московский областной музей города Истры стал одним из крупнейших музеев региона. Помимо археологических ценностей и церковных предметов, в том числе богослужебных книг, музейный фонд включает собрание русской живописи и графики ХVIII — начала XX века. С 1970-х годов музей начал комплектовать коллекцию произведений советских художников. В 1991 году он стал именоваться Историко-архитектурным и художественным музеем «Новый Иерусалим». Наряду с произведениями живописи, музей хранит разнообразные коллекции русского и западноевропейского прикладного искусства: мебель, художественный металл, бытовую утварь из цветных металлов, фарфор, фаянс, стекло, керамику XVIII — начала XX века. Многообразием отличается собрание костюма ХVII — начала XX века. 

Еще…

Постоянная экспозиция музея будет состоять из двух основных частей: археологической (посвящена истории и культуре Подмосковья от Средневековья до современности) и художественной галереи. Одна часть уже готова, она представляет выстроенную по хронологии коллекцию русской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII — начала ХХ века и отдельно советского искусства. В одном из разделов художественной галереи, Особой кладовой, будут демонстрироваться предметы из драгоценных металлов и камней, преимущественно церковная утварь.

В числе первых выставок в новом комплексе — экспозиция, посвященная творчеству художника начала ХХ века Константина Горбатова. Музей располагает самым большим собранием его работ: более 100 живописных и графических произведений, а также архив Горбатова были переданы из ГДР в тогдашний Московский областной краеведческий музей, преемником которого стал новый музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Экспозиция освещает все периоды творчества живописца: ранний, российский, наиболее полно представленный итальянский и самый поздний, берлинский, когда художник не мог выезжать из фашистской Германии.

Подготовлена еще одна выставка, «Дорога к Храму», к 100-летию проекта трамвайной железной дороги, которая должна была связать Москву и город Истру. «Был такой одобренный Николаем II земский проект, в 1914 году, еще до Первой мировой войны, — строить трамвайную железную дорогу. Транспортная проблема тогда уже волновала, но из-за войны все это не осуществилось. Художники, члены Российской академии художеств и ученики Московского академического художественного лицея, прошли весь путь, по которому должна была пролегать магистраль, писали подмосковные виды, исторические памятники», — рассказывает директор музея Наталья Абакумова.

Еще одно важное пространство музейно-выставочного комплекса, оформленный амфитеатром крытый двор. Эта зона под названием «Культурное пространство» предназначена для различных мероприятий: лекций и, возможно, театрализованных представлений. Здесь же выставлены работы современных живописцев, мозаичистов и скульпторов. В основном это произведения на религиозные темы. По словам Натальи Абакумовой, «Иерусалим — это наша тема вечная. Мы  планируем создание экспозиции, посвященной Воскресенскому монастырю».

В планах директора музея — организация инфракструктуры «Русской Палестины», которая свяжет Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, пруды и музейный комплекс. Наталья Абакумова с гордостью отмечает, что им удалось сохранить хорошие отношения с монастырем, покинуть его территорию без скандала (как это порой бывает, когда речь заходит о разделе музейных и церковных активов) и наладить прочные связи с Русской православной церковью. Прямо за стенами монастыря располагается выставочный корпус музея, открытый в 1980-х годах; он остается в ведении МВК «Новый Иерусалим». Там же находится и отдел деревянного зодчества, и экспозиция под открытым небом. Словом, музею и монастырю предстоит тесное соседство и сотрудничество.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+