18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Ретроспектива одного из самых знаковых художников-нонконформистов Владимира Вейсберга в фонде IN ARTIBUS, выставка о сотрудничестве Сальвадора Дали с медиа в Московском музее современного искусства, дары европейских и восточных монархов русским царям в Эрмитаже.


Интерес к творчеству Владимира Вейсберга (1924–1985) был очень высок еще при жизни художника. Его считали гением, называли метафизиком в живописи, «русским Моранди», мастером «белого на белом» и так далее. Вейсберг принадлежал к поколению нонконформистов и, как и все они, был лишен возможности официально выставляться из-за нежелания работать в рамках идеологии и соцреализма. Но, в отличие от своих коллег, он не был экспериментатором, оставаясь, по его словам, «навсегда влюбленным в классику». Выставка Владимира Вейсберга в фонде IN ARTIBUS не первая, их за три десятилетия в Москве прошло уже четыре: интерес к творчеству этого большого мастера был всегда. Но именно на этой выставке, где представлено более 80 работ (живопись, рисунки и акварели) всех периодов из восьми российских музеев, включая Государственную Третьяковскую галерею и Государственный Русский музей, и из частных собраний, большинство из них можно увидеть впервые. Например, одно из самых ранних живописных произведений Вейсберга «Аэростат в сумерках» (1944), или «Женщину перед зеркалом» (1956), или картину «Апельсины в черных бумажках на черном столе» (1962), которая участвовала в знаменитой выставке в Манеже в том же году.


Выставка «Сальвадор Дали и медиа» в Московском музее современного искусства (совместно с фондом «Гала — Сальвадор Дали» из испанского Фигераса) впервые в России представляет самого известного сюрреалиста сквозь призму СМИ. Мало кто из поклонников Дали знает, что в 1930-е он много сотрудничал как иллюстратор с разными глянцевыми, и не только, журналами, такими как Vogue, GQ, TV Guide, Newsweek, Town&Country, This Week magazine. Помимо обложек и иллюстраций, созданных Дали для этих популярных изданий, на выставке представлены и образы, придуманные им для медиа, а после зажившие самостоятельной жизнью, и мало кто догадывается сегодня, что сначала художник придумал их на заказ. Это его знаменитые гигантские губы, яйцо, женские ноги в чулках Bryans, усы а-ля Дали. Идеи и образы художника тут же становились хитами, потому что он гениально манипулировал массовым сознанием и узнаваемыми символами. Потому и были так успешны его рекламные образы, например, губной помады Chen Yu, знаменитых женских голов-букетов для Conde Nast, шелковых чулок Bryans.


На выставке «Дары Востока и Запада императорскому двору за 300 лет» в Государственном Эрмитаже музей щедро представил из своих собраний около 400 экспонатов: здесь и живопись, и прикладное искусство, коллекционное оружие, монеты, медали, редкие книги. Эти великолепные артефакты интересны прежде всего тем, что были преподнесены русским царям начиная с Петра I и до Николая II. Дары европейскими и восточными правителями было принято вручать друг другу по разным поводам: на дипломатических встречах, в честь побед и установления мира, не говоря уже о коронациях и свадьбах. На последние, как правило, дарили сделанные на заказ сервизы и столовое серебро. Поскольку европейские монархи часто были связаны родственными узами, то на разные семейные и календарные праздники вроде Рождества и Пасхи они обменивались и более камерными подарками. Не все, конечно, сохранилось до наших дней, после революции кое-что было продано большевиками, как, например, в 1922 году кубок с бриллиантами, подаренный Николаю I сербским князем Милошем Обреновичем, или золотая табакерка Николая I с 60 бриллиантами — подарок турецкого султана Махмуда II в честь заключения Адрианопольского мира в 1829 году. Но и то, что дошло до нас, впечатляет.


Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+