Art Basel в Майами-Бич: сплошной позитив

«Смейся» Мэла Бохнера на стенде Simon Lee Gallery. © Ванесса Руис
«Смейся» Мэла Бохнера на стенде Simon Lee Gallery. © Ванесса Руис

Веселое искусство соответствует духу Майами, но и оптимистичные произведения могут быть сложными и радикальными.

Гоготать, фыркать, заливаться смехом, лопаться от хохота призывает зрителя художник Мэл Бохнер в своей работе «Смейся» (2014) — полотне, выставленном на стенде галереи Simon Lee Gallery и оцененном в $200 тыс. По словам директора галереи Мануэлы Мозо, «культура Майами располагает к чуть более легкомысленному и яркому подходу». Судя по всему, такого же мнения придерживаются и многие другие арт-дилеры на ярмарке Art Basel в Майами-Бич, которая завтра, 4 декабря, открывается для широкой публики (и продлится до 7 декабря), а сегодня пригласила на предпоказ избранных коллекционеров, кураторов и VIP-гостей, а также на таких ее ярмарках-спутниках, как Nada, Pulse и Art Miami. Город, знаменитый своим гедонизмом, сиюминутными удовольствиями и непрерывной чередой вечеринок, наводнили позитивные произведения искусства. Но многим арт-дилерам неловко признавать эту позитивность — может показаться, что веселое искусство недостаточно серьезно.

Более радикально

«Искусство, обладающее достоинством красоты и радости, достаточно редко и до некоторой степени противостоит самой идее модернизма и авангарда», — говорит Макс Холлейн, директор франкфуртского Ширн-Кунстхалле, где сейчас выставляется немецкий поп-арт («Немецкий поп», до 8 февраля). «Но если оно сделано качественно, то часто оказывается более радикальным, чем, например, документальные работы, посвященные социальным проблемам», — замечает он.

У художников, как правило, меньше сомнений, чем у кураторов и дилеров. «Я не печальный художник! Искусство должно быть радостным», — сказал в недавнем интервью газете Times Дэвид Хокни. Серия распечатанных фотографий с iPad, изображающих наступление весны в его родном Йоркшире, выставлена на стенде Annely Juda Fine Art и стоит от $28 тыс. до $98 тыс.

Майами в декабре кажется правильным местом как для художников, произведения которых принадлежат к веселой части спектра, так и для их противоположностей. «Мы покажем здесь много того, что, быть может, не стали бы выставлять в другом контексте, — рассказывает Кейси Каплан, на стенде которой представлены две большие работы Джорджо Гриффа 1980-х годов. — Раньше мы сосредотачивались на его минималистическом творчестве 1960–1970-х годов. Но нам кажется, что сейчас подходящее время (а Майами — идеальное место) для того, чтобы выставить большое, выразительное произведение 1980-х. Здешняя публика обладает утонченным вкусом и открыта для таких работ, а в Швейцарии мы показали бы более узнаваемые и классические произведения 1960-х».

Причины для веселья

Edward Tyler Nahem выставляет большое полотно Кита Харинга без названия, оцененное в $2,5 млн. Его произведение «по определению поднимает настроение; весь Харинг — про радость танца, радость жизни», считает директор галереи Янис Гарднер Сесил. Как и все художники, чье творчество служит выражению радости, Харинг в то же время очень политизирован, что демонстрирует выставка в Музее Де Янга в Сан-Франциско под названием «Кит Харинг. Политическая линия» (до 16 февраля).

Три недели назад аукционы послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке принесли рекордную итоговую сумму продаж — $1,66 млрд. «Во времена изобилия рынок сосредотачивается на искусстве типа поп-арта», — объясняет Аллан Шварцман, основатель консультационной фирмы в области искусства Art Agency Partners, и добавляет: «Когда рынок находится в состоянии стресса, все экспрессионистское и поп-артовое — яркое, графичное — выглядит слишком невзыскательным».

В более суровые времена, по словам Барбары Глэдстоун, «искусство интересует только по-настоящему серьезных людей, которые ищут смысл». Среди выставленных у нее на стенде произведений — роскошные голубые работы на бумаге, созданные Джимом Ходжесом в этом году, а также две бронзовые работы Харинга 1990-х годов. «Рынок стал не таким жестким, и многие захотели покупать симпатичные картины», — замечает она.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+