18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает самые интересные лоты на московских аукционах. В этот раз особого внимания заслуживают «Расставание с Ермаком» Алексея Транковского, бонбоньерка фирмы Карла Фаберже и один из первых Георгиевских крестов, врученный в первый год учреждения этой легендарной солдатской награды.

Алексей Транковский. «Расставание с Ермаком». Конец XIX — начало XX века

Сведений о пребывании Транковского в каким-нибудь учебном заведении нет; в 1882 году он посылал три картины («Свадьба в доме русского боярина», «Пытка за ересь и староверское перстосложение в старину» и «Из народного быта, изображающая писание прошения в кабаке адвокатом деревни») в Академию художеств, с тем чтобы его признали художником. Но просьба, по-видимому, осталась без ответа. Транковский был дворянином и владел сельцом под Смоленском, так что продолжал писать без званий и доходов — и достиг-таки признания. Его картины на исторические и народные темы, богатые деталями и подробностями, воспроизводились на открытках и иллюстрациях. В 1914 году несколько, и довольно много, его полотен были вывезены на выставку в Париж и там распроданы. Основой для картины «Расставание с Ермаком» вполне могла стать поэма Кондратия Рылеева «Дума на смерть Ермака», которая превратилась в народную песню. Ермак, похоже, изображен в доспехе, якобы подаренном ему Иваном Грозным. Согласно поэме этот доспех потом, когда вероломный Кучум напал на казацкое войско, а Ермак спасался вплавь через Иртыш, увлек героя на дно реки.

«Русская эмаль», 29 ноября (14:00), эстимейт 1,1–1,5 млн руб.

Бонбоньерка. Фирма Фаберже, мастер Михаил Перхин. 1880–1890

Эта крошечная коробочка с жемчугом и нежнейшей розовой эмалью гильоше сделана в мастерской ведущего ювелира знаменитой фирмы Карла Фаберже Михаила Евлампиевича Перхина. Мастерская Перхина выполняла основные заказы членов царской фамилии, именно в ней были созданы ранние императорские пасхальные яйца (мастер умер в 1903 году), а также другие значительные заказы августейших особ, большей частью уникальные, фантазийные произведения. Однако и к более простым вещам в мастерской подходили как к уникальным — форма сердечка смягчена, а эмалевая поверхность оформлена так, что кажется, будто лучи на крышке исходят из закрепленного в ее серединке небольшого бриллианта.

«Русская эмаль», 29 ноября (14:00), эстимейт 425–550 тыс. руб.

Знак ордена Святого Георгия без степени, номер 2182. Санкт-Петербургский монетный двор, 1807–1809

Знак отличия Военного ордена Святого. Георгия — Георгиевский крест — был учрежден 13 февраля 1807 года манифестом императора Александра I. Им награждали нижних чинов (солдат), унтер-офицеров и матросов за личную храбрость и мужество. Знак имел особый статут, который неоднократно уточнялся и дополнялся. Награждение им давало ряд льгот и преимуществ, главные из которых — освобождение от телесных наказаний, исключение из податного сословия и увеличение жалования. До 23 января 1809 года Георгиевские кресты выдавали без номеров, а затем на ранее выданных знаках были вырезаны номера с 1 по 9000. Выставленным на торги крестом был награжден унтер-офицер Сумского гусарского полка Сергей Герасимович Герасимов за отличие во время Русско-прусско-французской войны 1806–1807 годов.

«Монеты и медали», 29 ноября (12:00), эстимейт 1,2–1,6 млн руб.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+