Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает самые интересные лоты на московских аукционах. В этот раз особого внимания заслуживают «Расставание с Ермаком» Алексея Транковского, бонбоньерка фирмы Карла Фаберже и один из первых Георгиевских крестов, врученный в первый год учреждения этой легендарной солдатской награды.

Алексей Транковский. «Расставание с Ермаком». Конец XIX — начало XX века

Сведений о пребывании Транковского в каким-нибудь учебном заведении нет; в 1882 году он посылал три картины («Свадьба в доме русского боярина», «Пытка за ересь и староверское перстосложение в старину» и «Из народного быта, изображающая писание прошения в кабаке адвокатом деревни») в Академию художеств, с тем чтобы его признали художником. Но просьба, по-видимому, осталась без ответа. Транковский был дворянином и владел сельцом под Смоленском, так что продолжал писать без званий и доходов — и достиг-таки признания. Его картины на исторические и народные темы, богатые деталями и подробностями, воспроизводились на открытках и иллюстрациях. В 1914 году несколько, и довольно много, его полотен были вывезены на выставку в Париж и там распроданы. Основой для картины «Расставание с Ермаком» вполне могла стать поэма Кондратия Рылеева «Дума на смерть Ермака», которая превратилась в народную песню. Ермак, похоже, изображен в доспехе, якобы подаренном ему Иваном Грозным. Согласно поэме этот доспех потом, когда вероломный Кучум напал на казацкое войско, а Ермак спасался вплавь через Иртыш, увлек героя на дно реки.

«Русская эмаль», 29 ноября (14:00), эстимейт 1,1–1,5 млн руб.

Бонбоньерка. Фирма Фаберже, мастер Михаил Перхин. 1880–1890

Эта крошечная коробочка с жемчугом и нежнейшей розовой эмалью гильоше сделана в мастерской ведущего ювелира знаменитой фирмы Карла Фаберже Михаила Евлампиевича Перхина. Мастерская Перхина выполняла основные заказы членов царской фамилии, именно в ней были созданы ранние императорские пасхальные яйца (мастер умер в 1903 году), а также другие значительные заказы августейших особ, большей частью уникальные, фантазийные произведения. Однако и к более простым вещам в мастерской подходили как к уникальным — форма сердечка смягчена, а эмалевая поверхность оформлена так, что кажется, будто лучи на крышке исходят из закрепленного в ее серединке небольшого бриллианта.

«Русская эмаль», 29 ноября (14:00), эстимейт 425–550 тыс. руб.

Знак ордена Святого Георгия без степени, номер 2182. Санкт-Петербургский монетный двор, 1807–1809

Знак отличия Военного ордена Святого. Георгия — Георгиевский крест — был учрежден 13 февраля 1807 года манифестом императора Александра I. Им награждали нижних чинов (солдат), унтер-офицеров и матросов за личную храбрость и мужество. Знак имел особый статут, который неоднократно уточнялся и дополнялся. Награждение им давало ряд льгот и преимуществ, главные из которых — освобождение от телесных наказаний, исключение из податного сословия и увеличение жалования. До 23 января 1809 года Георгиевские кресты выдавали без номеров, а затем на ранее выданных знаках были вырезаны номера с 1 по 9000. Выставленным на торги крестом был награжден унтер-офицер Сумского гусарского полка Сергей Герасимович Герасимов за отличие во время Русско-прусско-французской войны 1806–1807 годов.

«Монеты и медали», 29 ноября (12:00), эстимейт 1,2–1,6 млн руб.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+