18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Постпоп-арт, или Как Восток ответил Западу

№28
Материал из газеты

В лондонской Галерее Saatchi грядет открытие грандиозной выставки нео-попа. Туда приедет около 300 работ из разных стран и с разных континентов

Инициатором выставки выступил русский коллекционер и лондонский резидент Игорь Цуканов. Благодаря Zhukanov Family Foundation и был организован этот поп-блокбастер, где российское современное искусство будет занимать треть экспозиции. За интригующим названием Постпоп-арт. Запад встречается с Востоком скрывается направление, более известное как нео-поп. Художники 1980-х с радостью распрощались с интеллектуальной скукой концептуализма и обратили взоры на масскультуру. Новое время обросло новыми фетишами: место Мэрилин Монро занял Майкл Джексон, Суп Campbell Уорхола вытеснил гигантский Лобстер Джеффа Кунса, а телевидение постепенно подвинул Интернет.

Старый поп-арт отличается от нового примерно как «Фабрика» Уорхола, где юные бездельники предавались творческим грешкам, от небольшого заводика Кунса в Челси со штатными ассистентами. Следы пост-попа теперь можно найти практически в любой точке планеты. Уже давно обращение к масскульту и медиа вошло в практику современных художников. География лондонской выставки охватит англо-американский, китайский, советский и постсоветский варианты движения, в Китае и СССР получившего название соц-арт. Хотя во многом выставка построена именно на различиях массовых культур (возможно, социалистические сиротские кастрюльки Ильи Кабакова из Коммунальной серии будут соседствовать с высокотехнологическими брендовыми пылесосами Джеффа Кунса), кураторы запланировали смешанную экспозицию. Впрочем, участие Кабакова, скорее, исключение, нашего мэтра концептуализма можно включить в выставку пост-попа с большими оговорками. Зато соц-арт будет представлен во всеоружии: работы Эрика Булатова, Комара и Меламида, Ростислава Лебедева, Бориса Орлова, Леонида Сокова действительно созвучны западному поп-арту. Безусловный плюс этой выставки — возможность безболезненно показать «запретное искусство». Икона-икра Александра Косолапова, снятая в свое время с выставки в Третьяковке, вряд ли вызовет в Лондоне подобный резонанс. Аналогия «Запад — Восток», конечно, добавляет комического эффекта экспозиции. Лучшие друзья скульптора Жанны Кадыровой из кафеля и бетона — ее серия скульптур Бриллианты — трогательный вариант буржуазных кунсовских Бриллиантов (их на выставке не будет). Вообще же «блестящих» работ много. Здесь и бисерные ордена на шинелях Дмитрия Цветкова, напоминающие о культе официозных бирюлек эпохи застоя. И забронзовевшие Танки Анатолия Осмоловского — тоже из серии игрушек для взрослых.

Из западных авторов, помимо Кунса, будут Синди Шерман, Сара Лукас, Ричард Принс, Дэмиен Хёрст и другие художники, погранично исследующие масскульт и медиа. Организацией выставки занимался триумвират кураторов. За англо-американскую часть отвечает Марко Ливингстон, автор монографии о Дэвиде Хокни. Главный специалист по китайскому соц-арту Сун Цзюнчан отвечает за Китай. Андрей Ерофеев курирует советскую и постсоветскую часть. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+