18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Собирая Моне по крупицам

№28
Материал из газеты

Крошечные частички красочного слоя с поврежденного произведения позволяют понять особенности техники художника

Когда в 2012 году один из посетителей дублинской Национальной галереи Ирландии повредил пейзаж Клода Моне, реставраторам музея выдалась редкая возможность изучить образцы краски, которой пользовался французский импрессионист.

В ходе реставрационных работ над Парусником в бухте Аржантёй 1874 года, спонсором которых выступил французский банк BNP Paribas, обнаружилось, что Моне использовал розово-серую грунтовку, благодаря которой краски выглядят ярче, чем если бы они были нанесены на обыкновенный белый грунт. Это означает, что для получения яркого тона Моне мог вмешивать меньше белого в краску и даже использовать чистые краски прямо из тюбика. Несмотря на то что он нередко делал на грунте угольные наброски, на этом произведении не было обнаружено никаких следов подготовительного рисунка.

Картина была повреждена в июне 2012 года, когда один из посетителей, дублинец Эндрю Шэннон 48 лет, буквально бросился на холст. Его тело пробило картину чуть левее центра, что привело к возникновению трех L-образных разрывов, самый длинный из которых имеет длину около 25 см. Ему было предъявлено обвинение в преднамеренном нанесении ущерба, что уголовно наказуемо. В декабре прошлого года состоялся суд, но обвиняемый отрицал свою вину и настаивал на том, что упал на картину случайно, из-за недомогания, и присяжные так и не смогли вынести решение. Вскоре состоится повторное разбирательство.

По словам Симоне Манчини, главы отдела реставрации Национальной галереи, разрывы на полотне являются следствием «невероятно сильного воздействия». Вскоре после инцидента были тщательно собраны все мельчайшие фрагменты краски, по большей части с пола. Всего было собрано около 100 фрагментов. Семь из них были настолько малы, что их было невозможно вернуть на место. Их поместили в смолу, для того чтобы исследовать структуру слоев картины при помощи микроскопа и химического анализа.

Реставраторы галереи быстро связались со своими коллегами из Музея Орсе в Париже, где в 2007 году также была повреждена картина Моне. По совпадению это тоже аржантёйский речной пейзаж, тоже написанный в 1874 году. Картину Мост в Аржантёйе ударил кулаком проникший ночью в музей вандал. Дублинская галерея сразу же начала работы по восстановлению полотна. Поверхность была покрыта защитной тканью, гвозди были удалены, и холст сняли с деревянного подрамника. Затем следовало устранить разрывы. Нитка за ниткой с оборотной стороны картины их края аккуратно соединили под микроскопом. Соединение разорванных нитей холста было осуществлено прочно, но обратимо.
После этого картину перевернули лицевой стороной вверх и удалили защитную ткань, для того чтобы начать работу с поверхностью. Хотя сам Моне оставил полотно нелакированным, в ХХ веке оно было покрыто глянцевым синтетическим лаком, который к настоящему времени посерел. Удаление этого лака улучшило бы внешний вид произведения, однако чувствительность пигментов, в особенности ярких красных и желтых, делает процесс удаления рискованным. Вместо этого была произведена поверхностная чистка, которая сделала картину ярче и светлее, приблизив ее внешний вид к тому, который она имела во времена Моне.

Из-за большого размера разрывов холст пришлось продублировать с оборота, но так, что впоследствии при необходимости второй слой можно легко удалить. Большая часть фрагментов красочного слоя была возвращена на исходные места. Оставшиеся пустыми потери вдоль разрывов были заполнены грунтом и заретушированы удаляемой акварельной краской.

Затем картину поместили в застекленную раму с системой климат-контроля. Это произведение находилось в списке самых важных работ галереи, которые планировалось поместить под стекло, однако это еще не было сделано, когда произошел инцидент. Теперь картина снова выставлена.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+