Неделя аукционов русского искусства в Лондоне

Вечерний аукцион Sotheby's собрал £5 млн, из 37 предложенных лотов продано 12. Русский рынок замер: продолжить ли, повинуясь глобальной тенденции, скачку цен или пойти своим путем и сепаратно рухнуть?

Сразу хочется сказать: подбор произведений на вечерних торгах Sotheby's был далеко не самым сильным. Кое-что было не слишком интересным, кое-что — явно переоцененным. Конечно, бывали времена, когда растущий рынок буквально в спину подталкивал покупателей, заставляя их брать все. Сейчас покупатели не в лучшем настроении, многие беспокоятся о судьбе своих бизнесов, тяжелые думы не дают родиться тому радостному драйву, который помогает покупать легко и дорого. И хотя лорд Марк Полтимор, талантливейший аукционист, шутил и когда в зале вдруг притух свет, погрузив все в драматический полумрак («в темноте я на многое способен»), и когда дело дошло до преогромнейшего полотна Маковского («если у вас в доме не хватит для него места, Sotheby's может предложить свой склад»), покупали вяло. 
Самым дорогим лотом стала картина Бориса Кустодиева «Бахчисарай» (£1,3 млн), потом последовала «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой за £698 тыс. Чуть не сотня дневников и альбомов Александра Яковлева с рисунками из его путешествий по Азии и Африке, за которые пару лет назад покупатели, наверное, поубивали бы друг друга, почти без торга ушла за £300 тыс. Очень красивая работа Павла Челищева с женщиной у окна, висевшая на почетном месте за спиной аукциониста, преодолела верхний эстимейт и продана за £362 тыс. 

Отдельно заставляла волноваться судьба трех работ из собрания Международной конфедерации союзов художников, в прошлом сезоне совершившей на рынке буквально революцию полотнами соцреалистов из своей коллекции. Сформировавшийся было тренд на соцреализм увлек и продавцов, и покупателей, и критиков, но теперь всем придется взять себя в руки. Из трех работ продана, безусловно, лучшая — «В пути» Георгия Нисского, за £602 тыс. при эстимейте £500–700 тыс. Картины Виктора Попкова из частной коллекции, участвовавшие в недавнем международном выставочном турне, никто купить даже не пытался. Как и «Вечер в колхозе» Александра Дейнеки 1949 года, оцененный в £1–1,5 млн.

25 ноября Sotheby's продолжит свои русские торги аукционами живописи, старой и современной, и прикладного искусства.

А тем временем... Вместо приема перед своим аукционом Максим Боксер, устроитель выставки и торгов «Метафизическое искусство в России новейшего времени», приглашал желающих на лекции, одну из которых провел куратор и арт-критик Сергей Хачатуров.

Придумывая свой аукцион современного российского искусства, коллекционер и арт-дилер Максим Боксер собирался совмещать в этом проекте культуртрегерскую и коммерческую задачи. Коммерческая решается более-менее по плану: первые торги, которые были посвящены «русскому космизму», прошли летом в рамках прошлой недели лондонских русских торгов. С результатом, который позволил замахнуться на вторые.

Просветительская часть тоже развивается. Конечно, аукционная коллекция не кураторский проект, и вписать ее в рамки одной темы не просто. Что хоть и затруднило задачу Сергею Хачатурову, зато сделало ее решение интереснее и эффектнее. Кстати, метафизикой в русском искусстве никто не занимался, так что текст Сергея к каталогу, а также теоретическая статья искусствоведа Евгения Барабанова к одной старой берлинской выставке получаются единственными размышлениями на эту тему. Итальянская метафизика была очарована магией пространства, текущего сквозь оболочку вещей. Русские художники, близкие метафизическим идеям, воздвигали в пространстве предмет, наблюдали его «осязающим глазом». Поэтому своеобразным эпиграфом к выставке-аукциону выбран рисунок Кузьмы Петрова-Водкина

Основной набор работ предлагалось разделить на три группы. Одна посвящена мастерам неофициального искусства, увлеченным темой таинственной жизни предметов и величием повседневности (это Владимир Яковлев, Игорь Шелковский, Оскар Рабин, Николай Вечтомов). Другая группа — произведения художников поколения 1980–1990-х, тех, кто стремится к пуританской простоте и цельности пластического высказывания (Никита Алексеев, Ирина Затуловская, Юрий Альберт). А третья — метафизика в фотографии, работы Владислава Ефимова и его учеников. И хоть присутствующие (включая автора этих строк) и после лекции все равно вряд ли смогли бы отличить экзистенциализм Джорджо Моранди от богоискательства Владимира Вейсберга, мероприятие явно удалось.

Все упомянутые работы с выставки будут проданы на аукционе 25 ноября, прямо в том зале, где они и висят, — на площадке лондонской галереи «Эрарта». Эстимейты — от £500 до £5 тыс. Рисунок Петрова-Водкина — £15–20 тыс.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+