18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Война и мир: девять лучших исторических панорам

Как возникли музеи-панорамы и каким темам их посвящают по всему миру?

Как и праздник 23 Февраля, музей-панорама в первую очередь ассоциируется у нас с военной темой. Но давайте взглянем шире, панорамно, и посмотрим, существуют ли аналогичные примеры в Европе и что в них показывают.

Тип музея-панорамы (то есть круглое здание, по периметру которого расположена непрерывная картина, дополненная реальными предметами) был изобретен на рубеже XVIII–XIX веков. Пик популярности пришелся на вторую половину XIX века, когда до распространения кинематографа еще оставалось долго, а увлекательных оптических иллюзий хотелось. Именно тогда по всему миру в обилии создавали стационарные и разъездные панорамы. Однако до нашего времени из них уцелели немногие. Вот наиболее примечательные.

Музей-панорама «Бородинская битва»

Москва

Гигантское полотно было написано к 100-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Ее главным автором был Франц Рубо, важнейший художник-баталист Российской империи и создатель еще нескольких панорам. После революции панорамный павильон закрыли, картину скатали на вал и хранили в плохих условиях. Вспомнили о ней и начали реставрировать только после 1945 года (пришлось восстановить более трети). Новое здание для демонстрации панорамы открыли на Кутузовском проспекте лишь в 1962 году — теперь это популярный музей, особенно интересный школьникам.


Музей-панорама «Оборона Севастополя в 1854–1855 годах»

Севастополь

Это более ранняя работа того же Франца Рубо, посвященная Крымской войне 1854–1855 годов. Начатая в 1901 году, она была открыта в Севастополе в 1905 году в специально построенном павильоне. Художник сосредоточился на конкретном эпизоде — бое на Малаховом кургане. История движется по кругу: в 1942 году, во время новой обороны Севастополя, картину пришлось спасать от пожара и эвакуировать. После Победы, как и в случае с Бородинской панорамой, был поставлен вопрос о реставрации полотна, от которого уцелело две трети. Обе панорамы были символами героизма народа, причем из поколения в поколение. Обновленную панораму открыли в 1954 году в родном павильоне. Там ее можно увидеть и сегодня.


Музей-панорама «Сталинградская битва»

Волгоград

Когда встал вопрос об увековечивании побед в Великой Отечественной войне, неудивительно, что идеологи СССР обратились к этой монументальной и запоминающейся форме батального жанра (пусть уже и немного устарелой). Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» создавалась в 1961–1982 году художниками студии им. М.Б.Грекова. Она размещается в специально возведенном музее-панораме в Волгограде. Среди других советских панорам и диорам про ВОВ — музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», «Штурм Сапун-Горы» (г. Севастополь), «Битва за Днепр» (г. Днепр), «Освобождение Проскурова» (г. Хмельницкий), а также «Битва за Берлин» в Центральном музее ВОВ в Москве.


Музей-панорама «Распятие Христа»

Альтёттинг

Панорамы — это не обязательно про битвы. Сцены, посвященные последним часам земной жизни Иисуса Христа, представлены в Альтёттинге (Бавария). Произведение было создано в 1903 году под руководством известного религиозного художника Гебхарда Фугеля. Выбор темы для панорамы в таком месте не случаен — Альтёттинг, где находилось знаменитое аббатство и в соборе стоит почитаемая «черная Мадонна», до сих пор живет за счет христианских паломников. Это единственная сохранившаяся панорама, посвященная именно религиозной тематике. Любопытно, что таких панорам было намного больше — например, в Киеве и Вене. Однако войн ХХ века они не пережили.


Панорама Бурбаки

Люцерн

Полное название работы, которая находится в швейцарском Люцерне, — «Вступление французской армии в Верьер». Это один из уцелевших образцов XIX века — она была создана Эдуардом Кастресом в 1881–1886 годах по горячим следам, после входа французской армии генерала Бурбаки в 1871 году, в конце Франко-прусской войны. От работ Рубо ее отличает тематика — панорама занимается не воспеванием военного подвига, а его оплакиванием. Она посвящена ужасам войны, страданиям солдат и, что важно для истории, является иллюстрацией одной из первых гуманитарных акций Красного Креста. Что поделать, у швейцарцев своя специализация! Панорама до сих пор работает в специально построенном в 1889 году здании. Кстати, именно швейцарцы в 1992 году организовали Международный совет панорам (International Panorama Council), объединяющий музеи этого формата и занимающийся их реставрацией и исследованием.


Панорама Крестьянской войны в Германии

Бад-Франкенхаузен-Кифхойзер

Среди батальных панорам, созданных в ХХ веке, назовем картину, посвященную битве под Бад-Франкенхаузеном в 1525 году. «Панорама Крестьянской войны в Германии» была создана крупным немецким художником Вернером Тюбке в 1976–1987 годах и выставлена в павильоне рядом с местом воспеваемой битвы. Отметим, что она создавалась в период ГДР и на интерес к жанру могли повлиять советские образцы. Стиль, однако, явно заимствован из немецкой живописи XVI века, периода Крестьянской войны. И фантастические яркие краски, будто взятые с палитры Альтдорфера и Дюрера, странные образы и фигуры — завораживают.


Die Mauer («Стена»)

Берлин

В XXI веке жанр музея-панорамы переживает возрождение, однако наполняется совсем иным содержанием. Немецко-иранскому архитектору Ядегару Азизи принадлежат наиболее примечательные примеры. Его берлинская панорама «Стена» с 2012 года располагается в знаменитом КПП «Чарли» на улице Фридрихштрассе в Берлине, там, где раньше была Берлинская стена. Экспозиция посвящена, соответственно, повседневной жизни немцев в период разделения страны на ГДР и ФРГ. Коммунистическую и капиталистическую части разделяет Стена с ее колючей проволокой, пулеметами, вышками с пограничниками.


Панометры

Лейпциг, Дрезден

Другие важные работы Азизи — Панометры в Лейпциге (2003) и Дрездене (2006). Оба здания — бывшие газгольдеры, их цилиндрическая форма очень удобна для панорам. В отличие от классических образцов создаваемые им экспозиции — это не живопись маслом с интегрированными экспонатами и манекенами, а гигантские распечатанные фотографии, проекции, световые и звуковые эффекты. Это позволяет каждые несколько лет менять тему представленной панорамы. Например, в Лейпциге с 2003 по 2005 год показывали гору Эверест, затем в течение четырех лет — Древний Рим. Позже последовали темы Лейпцига после Битвы народов, Большого Барьерного рифа и т.д. А в дрезденском Панометре показывали «Дрезден в 1756 году», панораму города после бомбежки Второй мировой войны, привезли «Древний Рим» из Лейпцига и т.д. Азизи на достигнутом не остановился — впоследствии он создал панорамы в Пергамском музее, Ганноверском зоопарке и на нескольких других площадках.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+