18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские офицеры изобразили военный быт

Выставка произведений живописи и скульптуры, выполненных офицерами царской армии, в Историческом музее

Государственный исторический музей в своих проектах не впервые обращается к истории армии. На этот раз на выставке «К пользе и славе России. Русская армия в произведениях художников и скульпторов — офицеров XIX–XX вв.» воинская служба — это не только тема экспозиции, но и в прямом смысле часть жизни авторов произведений. Выставка объединила работы из собрания коллекционера, заместителя генерального директора ПАО «Северсталь менеджмент» Алексея Егорова, произведения, принадлежащие соорганизатору выставки, коллекционеру и совладельцу аукционного дома «Кабинетъ» Константину Журомскому и экспонаты из фондов музея.

Основная часть произведений относится к XIX веку — эпохе, когда армия в России обретает особый статус, а из офицерской среды выходят прославившие отечественную культуру художники, поэты и композиторы. Более 100 экспонатов выставки показывают армейские будни и боевые подвиги с точки зрения их непосредственных участников. Среди наиболее значимых работ — тонкая жанровая акварель полковника лейб-гвардии Егерского полка Наркиза Бунина «Утро кавалеристов» (1892) и акварель подпоручика Полидора Бабаева «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году» (1846).

Исключительно интересна и с художественной, и с исторической точки зрения коллекция эскизов подносных полковых подарков, выполненных полковником лейб-гвардии Драгунского полка, академиком Императорской академии художеств, скульптором Николаем Либерихом. В офицерской среде в особо памятных случаях было принято дарить произведения из серебра и бронзы, выполненные на заказ в единственном экземпляре, и Либерих стал основателем жанра такого подносного полкового подарка.

Акварель, требующая быстрой и точной руки, судя по всему, была одной из любимых художественных техник в офицерской среде, подтверждением чему служат уверенно выполненный портрет «Обер-офицер Собственного Его Императорского Величества конвоя. Эпизод из Калишских маневров» (1837) работы генерал-майора свиты его императорского величества Льва Киля, находившийся в коллекции германского императора Вильгельма I, и коллекция акварелей кисти флигель-адъютанта Николая II, генерал-лейтенанта Павла Шипова.

Среди скульптур, которых немало на выставке, привлекают внимание бронзовые миниатюры работы штабс-капитана лейб-гвардии Павловского полка Александра Редькина (правнука Петра Клодта) «Пикинер Гренадерского полка в битве при Бершгене в 1799 году» и «Рядовой лейб-гвардии Павловского полка на посту» (бронза, 1900-е).

В числе предметов из фондов Исторического музея — посмертная маска Николая I и полная коллекция литейных форм для медальонов в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, выполненных лейтенантом флота, вице-президентом Императорской академии художеств Федором Толстым. Из этого же собрания — встречающая посетителей выставки модель памятника Петру I для Петрозаводска (1873) работы корнета лейб-гвардии Уланского полка, академика Императорской академии художеств Ивана Шредера и ранее не выставлявшиеся бюсты Александра II и Александра III, созданные генерал-майором Карлом Кохом, начальником императорской стражи.

Уходя с выставки, не забудьте проверить, на месте ли изумительно тонко выполненная спичка, которую прикрывает ладонями от ветра бронзовый «Казак на коне, закуривающий трубку» (1880–1890-е), выполненный скульптором, подполковником 3-го драгунского Елисаветградского полка Петром Самоновым.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+