18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские офицеры изобразили военный быт

Выставка произведений живописи и скульптуры, выполненных офицерами царской армии, в Историческом музее

Государственный исторический музей в своих проектах не впервые обращается к истории армии. На этот раз на выставке «К пользе и славе России. Русская армия в произведениях художников и скульпторов — офицеров XIX–XX вв.» воинская служба — это не только тема экспозиции, но и в прямом смысле часть жизни авторов произведений. Выставка объединила работы из собрания коллекционера, заместителя генерального директора ПАО «Северсталь менеджмент» Алексея Егорова, произведения, принадлежащие соорганизатору выставки, коллекционеру и совладельцу аукционного дома «Кабинетъ» Константину Журомскому и экспонаты из фондов музея.

Основная часть произведений относится к XIX веку — эпохе, когда армия в России обретает особый статус, а из офицерской среды выходят прославившие отечественную культуру художники, поэты и композиторы. Более 100 экспонатов выставки показывают армейские будни и боевые подвиги с точки зрения их непосредственных участников. Среди наиболее значимых работ — тонкая жанровая акварель полковника лейб-гвардии Егерского полка Наркиза Бунина «Утро кавалеристов» (1892) и акварель подпоручика Полидора Бабаева «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году» (1846).

Исключительно интересна и с художественной, и с исторической точки зрения коллекция эскизов подносных полковых подарков, выполненных полковником лейб-гвардии Драгунского полка, академиком Императорской академии художеств, скульптором Николаем Либерихом. В офицерской среде в особо памятных случаях было принято дарить произведения из серебра и бронзы, выполненные на заказ в единственном экземпляре, и Либерих стал основателем жанра такого подносного полкового подарка.

Акварель, требующая быстрой и точной руки, судя по всему, была одной из любимых художественных техник в офицерской среде, подтверждением чему служат уверенно выполненный портрет «Обер-офицер Собственного Его Императорского Величества конвоя. Эпизод из Калишских маневров» (1837) работы генерал-майора свиты его императорского величества Льва Киля, находившийся в коллекции германского императора Вильгельма I, и коллекция акварелей кисти флигель-адъютанта Николая II, генерал-лейтенанта Павла Шипова.

Среди скульптур, которых немало на выставке, привлекают внимание бронзовые миниатюры работы штабс-капитана лейб-гвардии Павловского полка Александра Редькина (правнука Петра Клодта) «Пикинер Гренадерского полка в битве при Бершгене в 1799 году» и «Рядовой лейб-гвардии Павловского полка на посту» (бронза, 1900-е).

В числе предметов из фондов Исторического музея — посмертная маска Николая I и полная коллекция литейных форм для медальонов в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, выполненных лейтенантом флота, вице-президентом Императорской академии художеств Федором Толстым. Из этого же собрания — встречающая посетителей выставки модель памятника Петру I для Петрозаводска (1873) работы корнета лейб-гвардии Уланского полка, академика Императорской академии художеств Ивана Шредера и ранее не выставлявшиеся бюсты Александра II и Александра III, созданные генерал-майором Карлом Кохом, начальником императорской стражи.

Уходя с выставки, не забудьте проверить, на месте ли изумительно тонко выполненная спичка, которую прикрывает ладонями от ветра бронзовый «Казак на коне, закуривающий трубку» (1880–1890-е), выполненный скульптором, подполковником 3-го драгунского Елисаветградского полка Петром Самоновым.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+